Кружок по рисованию "Мир фантазии"

Занятия рисованием способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Художественная деятельность укрепляет психическое состояние, отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное благополучие ребенка. Созданные на занятиях условия вовлекают детей в рисование. Рисование – как игра, любимое занятие, важный путь освоения мира. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному или красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи. У детей углубляются представления об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Посещение выставок и выставочных залов, мастер-классов мотивирует детей к познанию и творчеству, происходит интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. Общение в непринужденной обстановке в объединении и на мероприятиях учреждения способствует приобщению детей к правилам и нормам поведения, к общечеловеческим ценностям. Уделяется внимание взаимодействию педагога с родителями. Особенно актуальными занятия по изобразительному искусству становятся сегодня, когда во многих школах на изучение отводится ограниченное время. Вот тут на помощь и приходит дополнительное образование, которое способствует самоопределению и самореализации учащегося.

преподаватели

Грачева Инесса Николаевна, Егорова Зоя Сергеевна, Саломатина Елена Николаевна

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми, с планами на учебный год. Практика. Игра «Давайте познакомимся» - в гости приходят игрушки, знакомятся с детьми, рассказывают, чем они будут заниматься, как себя будут вести во время занятий, что им нужно для занятий. Предлагают что-нибудь нарисовать (для выявления умений и навыков детей).

2. Приемы рисования.

Теория. Показ и словесное пояснение как правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Приемы закрашивания кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, в разных направлениях; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Рисование карандашом, применяя разный нажим на карандаш.

Практика. Игры-упражнения по приемам рисования «Сделай как я», «Сделай, как я скажу». Рисование: коврик для собачки, нарядная скатерть, красивые бусы, мыльные пузыри, цепочки.

3. Рисование предметов простой, геометрической формы.

Теория. Рассматривание геометрических форм: овал, круг, квадрат и т. д. Сенсорный анализ формы. Нахождение предметов геометрической формы в ближайшем окружении. Объяснения и показ рисования геометрических форм. Величина формы (большой, маленький). Расположение изображения на листе.

Практика. Рисование предметов (шарики, сказочные деревья, жук, наливные яблочки, овощи, разноцветные конфеты, птицы, животные, нарисуй, что нравится).

4. Рисование предметов сложной формы.

Теория. Рассматривание и анализ предметов сложной формы: количество частей, их расположение, форма частей, соотношение по величине. Показ и объяснение рисования предметов сложной формы.

Практика. Дидактические игры: «Угадай, про что говорю» - по словесному описанию найти предмет, игрушку; «Найди похожую» - игра с предметными картинками. Рисование: сказочный дворец, цикл занятий «Наши друзья – животные», любимые игрушки, трансформеры.

5. Работа с цветом.

Теория. Уточнение и закрепление представлений о цветах и их оттенках (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Теплые, холодные цвета. Объяснение и показ смешивания красок (для чего это делается и что получается в результате). Объяснение и показ получения светлых и темных оттенков цвета рисования карандашом, изменяя нажим. Наблюдения и беседы о многоцветии окружающего мира (природа, предметы).

Практика. Д/и «Назови какого цвета», «Найди что-нибудь белое (красное, синее…)», «Подбери по цвету». Рисование: веселый – грустный (день, песенка, настроение), дождик идет, солнечный день, лунная ночь, золотые краски осени, осенние листья, снег идет, весенняя капель, травка на лугу, облака – тучи; коллективные работы: разноцветный ковер (каждый раскрашивает свой лист одним цветом и потом собирается ковер)

Рисование проводится разными материалами.

6. Рисование с натуры.

Теория. Игра-драматизация, где сказочные персонажи объясняют, как нужно рисовать с натуры (чтобы было похоже на образец). Рассматривание с детьми образцов, отмечая характерные признаки (форма, цвет, соотношение частей), детали. Показ и объяснение выполнения рисунка с натуры. Анализ выполненной работы (сравнение с образцом).

Практика. Рисование: мяч, воздушные шары, помидор, огурец, морковь, капуста, кубики, мишка, зайка, ваза, тарелка.

7. Рисование на темы.

Теория «Времена года». Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, репродукций, слушание музыки, наблюдения в природе, выделение характерных особенностей данного периода. Беседа по содержанию рисунка, цветовое решение, расположение предметов. Беседа о случаях нарушения ПДД детьми. Практика. Выбор материала для рисования. Рассказы детей о том, что нарисовал. Рисование: деревья, цветы.

Теория. «Праздник Новый год». Беседа о празднике, эмоциональный настрой. Рассматривание елочных украшений, иллюстраций, фотографий, репродукций. Чтение стихов. Рисование: шарики, елочные украшения, бусы, снежинки.

Практика. Рисование новогодних праздников, игрушек, композиций.

Теория. «Животные. Птицы. Насекомые». Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение рассказов о животных. Наблюдения за хомяком, черепахой, птицей. Уточнение частей тела, формы, цвета. Показ и объяснение рисования. Рассказы детей о том, что нарисовал. Практика. Рисование: птичка, черепаха, хомяк, бабочка (раскрашивание готовой формы), жучок, божья коровка.

8. Выставочная деятельность, конкурсы.

Теория. Подготовка к конкурсам. Выбор темы, материала для предстоящих рисунков.

 Практика. Рисование рисунков по теме. Подготовка рисунков к выставкам, техника оформления рисунка.

Участие в конкурсных темах, выдача материала, условий участия в конкурсе.

 

Цели программы

Создание условий для развития мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству средствами изобразительного искусства, развитие художественно – творческих способностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка путем целенаправленного и организованного обучения от простого к сложному.

Результат программы

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

·                   Основные и дополнительные цвета, цветовой спектр.

·                   Теплую и холодную цветовую гамму.

·                   Свойства красок и графических материалов.

·                   Художественные понятия «свет», «тень», «блик», «падающая тень».

·                   Композиционное размещение на листе.

Уметь:

         Смешивать цвета на палитре.

·                   Правильно использовать художественные материалы.

·                   Давать оценку своей работы и работ товарищей.

·                   Организовать и содержать в порядке свое рабочее место.

 

К концу второго года обучения дети будут знать:

·                   Этапы выполнения рисунка.

·                   Понятие симметрии в рисунке.

·                   Основные жанры изобразительного искусства.

·                   Азы воздушной и линейной перспективы.

·                   Понятие статики и динамики в композиции.

Уметь:

·                   Смешивать цвета для получения нужного оттенка.

·                   Соблюдать последовательность в работе (от общего к частному).

·                   Выполнять композиционное построение рисунка.

·                   При рисовании с натуры более точно передавать характерные признаки изображаемого предмета.

·                   Передавать движение фигур людей, животных.

·                   Использовать разнообразие выразительных средств.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

·                   Основные законы композиции.

·                   Пропорции фигуры и головы человека.

·                   Основы линейной и воздушной перспективы.

·                   Свойства различных художественных материалов.

·                   Основные жанры изобразительного искусства.

Уметь:

·                   Выполнять сюжетную композицию по теме и по замыслу.

·                   Работать в различных жанрах.

·                   Передавать движение фигур людей и животных.

·                   Сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла.

·                   Оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.

 

К четвертому году обучения дети будут знать:

·                   Композиционное размещение на листе, центр композиции.

·                   Цветовую палитру и контрастное сочетание цвета.

·                   Строение и пропорции фигуры человека.

·                   Ориентироваться в понятиях «монотипия», «дизайн», «фитодизайн».

Уметь:

·                   Произвести анализ изображаемого предмета.

·                   Использовать различные материалы в работе (смешанная техника).

·                   Выполнить сюжетную композицию по теме и по замыслу, создать иллюстрацию к произведению.

·                   Нарисовать портрет, натюрморт, пейзаж.

·                   Оформить работу.

Особые условия проведения

Основными формами занятий являются:

- комбинированное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- практическая работа (выполнение работ);

- выставки-обсуждения;

- проведение мастер-классов;

- экскурсии;

- пленер (рисование на свежем воздухе, прогулки по окрестностям родного города);

- участие в ярмарках и выставках.

Основными формами организации деятельности учащихся являются индивидуальная, фронтальная и групповая.

Индивидуальная форма – индивидуальное выполнение заданий и решение возникающих проблем (с помощью педагога), позволяет, не уменьшая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.

Материально-техническая база

Реализация программы осуществляется в учебном кабинете, оборудованном двухместными столами для учащихся, доской, шкафами для оборудования. Здесь же имеются стенды, наглядные пособия, необходимый дидактический и тематический материал, пособия художественной направленности.

 В процессе занятий используются следующие средства:  столы; материалы для рисования (приобретают родители) – графитный карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, бумага, кисти; репродукции картин, иллюстративный материал по темам – природа, люди, транспорт, здания, сказки и т.д.; демонстрационный материал – образцы; аудиозаписи классической музыки, музыкальный центр, детская художественная литература с иллюстрациями Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е.Чарушина.