«ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА» ПФДОД

Программа ставит своей задачей творческое развитие детей. Приобретенные навыки дают возможность воспитанникам проявить себя в разных сферах жизнедеятельности. В случае увлечения обучающегося театральным искусством данная программа служит подготовительной ступенью для дальнейшего более углубленного овладения навыками актерского мастерства.

преподаватели

Магницкая Юлия Геннадиевна - педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория 

Бурякова Татьяна Степановна - педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория 

Содержание программы

Тема 1. Театр как вид искусства

Теория. Техника безопасности на занятиях. Введение в курс обучения. Отличие театра от других видов искусства. Многообразие театральных форм. Художественное восприятие действительности. Представление о театре, история возникновения театра. Знакомство с разными жанрами спектаклей. Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение.

Практика.  Игры-тренинги, упражнения на знакомство.     Раскрепощение детей в группе. Просмотр и обсуждение образцов отечественного искусства (фильмы-спектакли). Беседа-знакомство. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть?

Тема 2. Игровой тренинг

Теория. Гимнастика чувств или «Для чего нужен актерский тренинг». Сценическое внимание. Смотреть и видеть. Коллективное творчество и общение.

Практика. Выполнение тренингов, упражнений. Тренинги на развитие воображения («Мысленное путешествие»), тренинги на развития внимания («Посмотри вокруг»).  Театральная игра «Чем интересна роль?» Формирование навыков работы над задуманным образом, используя средства сценической выразительности. Этюды на заданную тему. Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах- тренировка умения действием заполнить пространство.

Тема 3. Основы сценической речи

Теория. Понятие «Сценическая речь». Культура речи. Культура речи в актерской профессии. Понятие дикции. Голос – инструмент актера. Фонационное дыхание. Развитие диапазона голоса. Что значит красиво говорить? Беседа о словах – паразитах в речи. Интонация, динамика, темп речи. Сценическая речь во взаимодействии с сценическим движением, фонограмма.

Практика. Упражнения на фонационное дыхание, на свободное звучание, тренировка сонорных согласных, гласных, собранность звука, свобода нижней челюсти. Развитие диапазона голоса. Практические задания сочинить мини – сочинение. Чтение стихотворений, скороговорок, пословиц, сказок, чтение по ролям. Работа над сценами спектакля без фонограммы и с ней.

Тема 4. Основы сценического движения.

Теория. Мышечная свобода. Основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене. Перекат напряжения из одной части тела в другую. Снятие телесных зажимов. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности. Ритмопластика массовых сцен и образов. Взаимосвязь физического самочувствия и внутреннего состояния актёра. Память органов чувств. Эмоциональная память.

Практика. Упражнения на координацию движений. Координация движений при помощи музыки. Движение в песне. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение: Разведка мышц. Норма напряжения. Мускульная энергия. Тренинг на расслабление. Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица. Напряжение- расслабление по счету, перекат напряжения, зажимы по кругу.  Постановка жеста.     Оправдание жеста. Случайная поза. Статуя. Скульптура по памяти. Оправдание поз в движении. Упражнение «Зеркало» (повтор позы).  Память движений. Взаимоотношения «режиссер – актер». Умение слышать задачи режиссера и выполнять основную режиссерскую задачу. Диалоговые сценки, мимические этюды. Работа над образами спектакля. Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей». Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Знакомство с основными правилами сценического этикета .

Цели программы

Развитие творческой активности ребенка средствами театральной деятельности, приобщение детей к театральному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (спектакли, литературно-музыкальные композиции, инсценировки)

Результат программы

Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков

-        овладение элементами органического сценического действия,

-        освоение элементов актерского мастерства на основе культуры звучащего слова и сценического действия

-        овладение умениями и навыками для приспособления в любой игровой ситуации, умения создавать образы в различных ситуациях,

-        знания театральной терминологии,

-        знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

-        знания основ техники безопасности при работе на сцене.

Предметные результаты

-        улучшить координацию движений и свободно владеть своим телом;

-         навыки музыкально пластического интонирования;

-         навыки публичных выступлений;

-         навыки участия и самореализации в разнообразных сферах творческой деятельности.

-         наличие кругозора в области театрального искусства и культуры.

-        юные артисты получат общие и специальные способности: образное мышление, фантазия, актерские способности, а также навыки речевой импровизации, непринужденного поведения, свободного владения словом.

Личностные результаты

-        понимать роль театральной деятельности в жизни человека;

-        определять по характерным признакам театральных композиций к соответствующему направлению и стилю

-        готовность к личностному самоопределению, саморазвитию и самообучению;

-        уважительное отношение к иному мнению;

-         овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-         этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-        положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

Особые условия проведения

Прием для обучения по программе осуществляется без особых условий и дополнительного отбора.

Материально-техническая база

Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет и сценическая площадка (актовый зал) оборудованный световой техникой, аудио- и видеоаппаратура, ширмы,  театральный реквизит.

Форма одежды облегчённая, предпочтительно спортивная обувь, мягкая (чешки, кроссовки).

Видео