Набор детей в группы начального технического моделирования свободный. Программа «Начальное техническое моделирование» разработана для детей от 7 до 10 лет, проявляющих интерес и способности к моделированию и конструированию.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).
преподаватели
Жукова Елена Александровна
Содержание программы
Содержание программы
1.Вводное занятие (1 ч)
Теория: Знакомство с новыми детьми и встреча с прежним составом. Планы на учебный год. Культура и организация труда. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о поведении на дорогах по ПДД «Знаете ли вы правила дорожного движения?».
2.Материалы и инструменты в НТМ (5 ч)
Теория. Беседа о свойствах и применении бумаги, картона и других материалов в техническом моделировании. Инструменты для работы с бумагой, картоном и др. материалами. Расширение знаний о чертёжных инструментах: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их значение и правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, иглы, циркуль).
Практика: Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, самолётов, построек. Изготовление из бумаги парашюта.
3.Условные обозначения графических изображений (7 ч)
3.1 Теория: Знакомство с некоторыми условными обозначениями
графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях - обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия), линии сгиба с обозначением места для клея.
Практика. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю - линия видимого контура.
Изготовление упрощённых моделей транспорта.
Изготовление открытки ко Дню учителя.
3.2 Теория: Закрепление знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении: линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Понятие «осевая симметрия».
Практика: Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
4. Постройка моделей (52 ч)
4.1 Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей (7 ч)
Теория: Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Применение знаний об осевой симметрии, уменьшении и увеличении выкройки по клеткам при изготовлении моделей из плотной бумаги и тонкого картона. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам;
соединение деталей при помощи клея, соединение в «замок». Изготовление шпилек из мягкой медной проволоки для подвижного соединения деталей игрушек.
Практика: Изготовление модели «Грузовик», игрушки «Космонавт». Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона модели самолёта, корабля, автомобиля по выбору.
4.2 Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам (3 ч)
Теория: Знакомство с технологией изготовления сложных геометрических фигур из бумаги и картона, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Общие принципы конструирования из объёмных деталей, соединение объёмных деталей между собой путём склеивания. Инструктаж по т/б при работе с колюще-режущими инструментами. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.
Сборка модели. Окраска модели.
Практика: Изготовление коллективной модели «Танковое сражение».
4.3 Постройка сложных объёмных моделей(42 ч)
Теория: Беседы: «Виды транспорта», «Какие виды машин вы знаете?», «Первые пароходы в России»,«Что такое баржа?»,«Создатели первых вертолётов в России» (Н.И. Камов);«Виды самолётов»;«История автомобилестроения» с презентацией»; «Виды тракторов»;«Виды грузовых машин и их назначение»; «Строительные машины» с презентацией; «Развитие ракетостроения в СССР»; «Ракеты сегодняшнего дня»,«Военные машины»; «Значение морского и речного флота в жизни страны. Виды судов, их предназначение», «Что такое катамаран?»,«Ракетостроение и космос в наше время».
Отгадывание загадок о транспорте.
Практика: Дидактическая игра «Где, чья машина?». Конструирование моделей «Паровоз»; «Пароход»; «Баржа с грузом»; автомобиля «внедорожник»; автобуса; вертолёта; моделей самолётов; модели трактора; трактора с ковшом; прицепа к трактору; модели «Грузовик»;модели самосвала «БЕЛАЗ»;конструирование бензовоза; модель ракеты; лодки; катера; катамарана из бумаги; модели ракеты из бумаги и картона.
Cборка макетов «Моя улица», макета ракеты «Протон».
Конкурсы: на лучшую модель «Пароход», «Трактор».
Выставка: работ по теме «Ракетостроение», «Танковое сражение», «Военные машины», моделей учащихся за I полугодие для родителей.
Цели программы
Цель программы –выявление талантливых детей в области начального технического моделирования, развитие их творческих и технических способностей.
Результат программы
- приобщать детей к духовным и культурным ценностям.
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать:
-правила безопасного поведения в мастерской;
- правила по технике безопасности при работе с ножницами;
- разновидности материалов, из которых создаются различные модели;
- технико-технологические свойства бумаги, картона;
- иметь представления о таких материалах как пенопласт, фанера, используемых в моделировании;
- способы и приёмы изготовления изделий из разных материалов (бумага,
картон, пенопласт);
- отличия понятий «модель» и «макет»;
- понятия «конструирование» и «моделирование»;
- что такое «проект», «исследовательская деятельность»;
- для чего и как нужно содержать в порядке рабочее место;
уметь:
- работать самостоятельно и в группе;
- работать с материалами, использующих при создании различных моделей;
- самостоятельно подбирать материал и инструмент для работы;
- изготавливать изделия по трафаретам из бумаги и картона;
- работать над проектом (в доступной для детей форме);
- работать с ножницами и материалами при изготовлении простейших технических изделий;
-вырезать детали различных конфигураций из разных материалов (бумага, картон, ткань);
- работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности;
- подобрать материал для изготовления модели;
- соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
- представлять предметы в различных пространственных положениях;
- конструировать с опорой на схему или образец соответственно возрасту;
- работать аккуратно и сосредоточенно;
-самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
- продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и
педагогом.
будут развиты:
- умения мыслительной деятельности, конструкторской смекалки,
сообразительности;
-навыки работы с инструментом;
- интерес к творческой деятельности;
- мелкая моторика рук;
- эстетический вкус;
- познавательная активность
- познавательная и исследовательская активность.
Особые условия проведения
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы создать оптимальные условия для личностного развития ребёнка. Состав группы постоянный. Занятия проводятся во второй половине дня, в будни. В группе до 20 человек.
Особенность организации образовательного процесса в группах заключается в том, что при реализации программы «Начальное техническое моделирование» задача педагога - найти способы поддержания должного интереса детей к занятиям техническим моделированием. Поэтому используются самые различные формы обучения, начиная от простого занятия до проекта. Основная ценность системы обучения по программе состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.
Освоение материала на занятии происходит в основном в процессе практической творческой деятельности. К темам занятий по техническому моделированию подбираются различные наглядные пособия, которые служат расширению познавательного кругозора учащихся, улучшают усвоение обучающего материала и являются средством отдыха и развлечения.
Материально-техническая база
Материально- техническое обеспечение
- классные кабинеты;
- канцелярские товары: цветная бумага, цветной, белый и гофрированный
картон, гофрированная бумага, фольга, копировальная бумага, карандаши цветные и простые, фломастеры, линейка, ластик, клей-карандаш, клей ПВА, кисточки для клея, ; - учебно-наглядные пособия: плакаты, cхемы, макеты технических моделей, демонстрационный и наглядный материал;
- инструменты: циркуль, линейка, ножницы, канцелярский нож;
- материалы: бумага, картон, дерево, пенопласт, потолочная плитка, ткань, бумажные тарелки, заготовки, шаблоны деталей для аппликации.
образцы работ, изготовленные педагогом;