«Шахматная школа «Белая ладья»

Программа «Шахматная школа «Белая ладья» имеет физкультурно-спортивную направленность, имеет базовый уровень.

В объединение «Шахматная школа «Белая ладья»  принимаются все желающие заниматься, учащиеся среднего и старшего школьного возраста (10 – 18 лет).

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу(3 часа в неделю).

преподаватели

Чередник Павел Андреевич

Содержание программы

Содержание учебного плана.

 

1. Вводное занятие. История развития шахмат (5ч). Шахматы в странах арабского халифата. Проникновение шахмат в Европу. Испанские и итальянские шахматисты. Ранняя итальянская школа. Первый международный шахматный турнир. Беседа «Безопасный путь от дома в учреждение и обратно».

2. Выдающиеся русские шахматисты. Русская школа (2ч). Шахматы в культурной жизни русского общества. Шахматные собрания Петербурга. Первая шахматная книга на русском языке. Общества любителей шахматной игры. Шахматы и деятели русской культуры.

3. Шахматный кодекс. Классификационная система. Судейство и организация соревнований (1ч). Основное положение шахматного кодекса. Требования единой спортивной классификации. Основы судейства и организации шахматных соревнований.

4. Тактика. Миттельшпиль (13ч). Атака на ферзевом фланге. Атака короля противника. Классическая жертва слона. Понятие темпа. Атака на не рокировавшегося короля. Атака короля при односторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Атака на короля при разносторонних рокировках. Давление на слабый пункт f7. Жертва коня при атаке на ферзевом фланге. Жертва пешки за инициативу. Борьба за центр. Подрыв центра. Тактические удары, ловушки.

Практические занятия: разрывание с партнером тематических позиций с примерным контролем времени на обдумывание – 1 час 15 ходов. Упражнения на нахождение способов атаки короля на специальных примерах.

5. Стратегия (13ч). Захват, борьба за открытую линию. Жертва пешки за инициативу. Маневрирование. План игры. Оценка позиции. Преимущества в пространстве. Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Захват центра с флангов. Роль центра при фланговых операциях. Открытие и полуоткрытые линии. Форпост. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

Практические занятия: Упражнения на овладения данными стратегическими средствами путем решения специально подобранных задач.

6. Эндшпиль (8ч). Мат двумя слонами. Ферзевые окончания. Мат слоном и конем. Пешечные окончания: переход в пешечный эндшпиль, окончание с проходными пешками. Легкая фигура против пешек. Роль слона и коня в эндшпиле. Роль короля в эндшпиле. Ладейные окончания: активность короля и ладьи: ладья против пешек.

Практическое занятие: отработка приемов эндшпиля посредством специально подобранных позиций. Разыгрывания с партнером типовых эндшпильных положений.

7. Дебют (11ч). Быстрое развитие фигур. План в дебюте. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Открытые дебюты Гамбиты. Основные идеи гамбита, Эванса, королевского гамбита шотландской партии. Испанская партия. Итальянская партия. Полуоткрытые дебюты. Сицилианская защита. Французская защита. Защита Каро-Канн. Защита Алехина. Закрытые дебюты. Ферзевый гамбит. Славянская защита. Староиндийская защита.

8. Классификационные соревнования. Анализ сыгранных позиций и типовых партий (7ч). Участие в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.

9. Сеансы одновременной игры (6ч). Проводятся 2 раза в месяц. Педагог играет одновременно на разных досках с учениками, без контроля времени.

10. Конкурсы на решение задач, этюдов и нахождение комбинаций (5ч). Решение задач связанных по своему содержанию с изученными темами по тактике, стратегии и эндшпилю. Тест «Помнишь ли ты ПДД?».

11. Итоговое занятие (1ч). Подводятся итоги года, вручаются дипломы.

Цели программы

Цель программы: создание благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

Планируемые результаты и способы их проверки

 

 

Учащиеся должны:

1.    Знать:

- историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

- как разыгрываются основные дебюты и окончания;

 - иметь представление об организации шахматных соревнований и основах судейства;

- знать и стараться выполнять правила этикета при игре в шахматы;

- основы тактического поведения;

 - тему «Атака короля».

2.    Уметь:

 - работать самостоятельно;

 - осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника;

 - уверенно владеть тактическими приемами, стараться их сочетать;

 - самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;

 - организовывать шахматные соревнования;

 -участвовать в соревнованиях в качестве судей;

 

Особые условия проведения

Отличительные особенности данной программы заключаются

в поэтапном освоении учащимися предлагаемого программой материала, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям, а также в индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

На занятиях используются:

Оборудование:

·            магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;

·            шахматные часы;

·            комплекты шахматных фигур с досками;

·            проектор;

·            компьютер.

Наглядный материал:

·            таблицы к различным турнирам;

·            раздаточные материалы для тренинга;

·            вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

·            словарь шахматных терминов;

·            шахматные журналы.