«Увлекательная математика» Баран В.В.

Содержание курса «Увлекательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

преподаватели

Баран Виктория Викторовна, учитель начальных классов. 

Содержание программы

Раздел 1. Исторические сведения о математике.

Теория: Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках.

Практика: Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

Раздел 2. Числа и выражения.

Теория: Задачи, решаемые способом перебора. Числа – великаны. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.

Практика: Задачи на доказательство. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Раздел 3. Математические ребусы и головоломки.

Теория: Числовые головоломки. Математические ребусы. Алгоритм составления магических квадратов.

Практика: Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

Раздел 4. Решение занимательных задач.

Теория: Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи.

Практика: Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками. Задачи – смекалки.

Раздел 5. Геометрическая мозаика.

Теория: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Практика: Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Цели программы

Формирование устойчивого интереса к математике у учащихся,  по средствам развития творческого и логического мышления.

Результат программы

Личностные   результаты

·        Развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

·        Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

·        Воспитание чувства справедливости, ответственности.

·        Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Предметные результаты

·        Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

·        Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

·        Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

·        Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

    Универсальные учебные действия

·        Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

·        Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. 

·        Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

·        Анализировать  правила   игры. 

·        Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

·        Включаться  в   групповую   работу. 

·        Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·        Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

·        Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

·        Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

·        Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса.

Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 10-15 человек, состав групп - постоянный.

Особенности набора детей: по желанию детей.

Материально-техническая база

Печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, карточки с изображением цифр, дидактические игры по математике.

Оборудование: столы, стулья, компьютер, колонки, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Инструменты и приспособления: мел, доска, тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы, клей, циркуль, транспортир, цветная бумага, бумага для поделок.