Театр
«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, прививает интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Отличает курс «Театр» от других предметов ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Занятия театром отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывая особенности того или иного школьного коллектива. .
Одной из идей программы "Театр" является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит
преподаватели
Генералова Ирина Альбертовна
Содержание программы
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я - Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актер; ученик – актер. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Театр – старейшее зрелищное искусство. Театр – особый мир, «волшебный край». Первобытный ритуал как самое древнее театральное представление. Общность и отличие театра от ритуала. Отражение в театре жизни человека. Как часто мы встречаемся с ним? Какое оно место занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 72 часа
Цели программы
Цель программы:
- создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и театральному творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия участников образовательного процесса;
Задачи:
· способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
· формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
· привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
· ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Результат программы
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате освоения программы курса «Театр» обучающиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала личности
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себя и в свои силы;
3. Развитие умений работать в команде,
4. Развитие исполнительских способностей;
5. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
6. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
7. Владение нормами этического поведения в театре.
По завершении обучения учащиеся должны знать:
театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
- создавать пластические импровизации на заданную тему;
- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
-пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
-организовать и провести игровой тренинг.
Личностные результаты:
1) формирование средствами театрального искусства целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта просмотра театральных спектаклей и публичных выступления;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных и игровых ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать кон¬фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав¬нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
10) развивать интерес к истории театрального искусства, к театральным профессиям, творческому труду.
Метапредметные результаты:
1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) знакомиться с театральным искусством, расширять представления о профессии актера и режиссера, реквизитора, бутафора, гримера, художника-декоратора;
2) осознание значимости театрального творчества для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности знакомства с новыми спектаклями;
3) знать основные правила поведения в театре и применять их на практике. Иметь представление об устройстве театральной сцены, уметь объяснить почему «Театр начинается с вешалки». Расширить представление о правилах поведения в театре и уметь применять их на практике;
4) Углубить представление о различных видах театрального искусства; знать элементы оформления спектакля (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. п.). Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома), макетов, эскизов декорации.
Материально-техническая база
Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение кабинета соответсвует всем требованиям для реализации программы. Свободный кабинет для игрового тренинга с низкими банкетками по периметру кабинета. Имеется в наличии все информационное обеспечение: аудио, видео источники; необходимый методический материал к темам, комплекты пальчиковых, перчаточных кукол, кукол для теневого театра.
Возможно использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы.