Театр

«Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, прививает интерес  через театр  к  мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить  творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Отличает  курс «Театр» от других предметов ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным  мнением. 

Занятия театром отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывая особенности того или иного школьного коллектива.                                                                .

Одной из идей программы  "Театр" является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным   как на литературном материале, так и  на выдуманных детских историях.

Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит

преподаватели

Генералова Ирина Альбертовна

Содержание программы

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я - Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актер; ученик – актер. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе».  Что такое искусство. Театр как вид искусства. Театр – старейшее зрелищное искусство. Театр – особый мир, «волшебный край». Первобытный ритуал как самое древнее театральное представление. Общность и отличие театра от ритуала. Отражение в театре жизни человека. Как часто мы встречаемся с ним? Какое оно место занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для  игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 72 часа

 

 

Цели программы

     

      Цель программы: 

- создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и театральному творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия участников образовательного процесса;

Задачи:

·        способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

·        формировать навык  коллективного творческого взаимодействия и общения;

·        привить интерес  через театр  к  мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

·        ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным  мнением. 

Результат программы

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате освоения программы курса «Театр» обучающиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:

Ожидаемые результаты:

1.     Развитие творческого потенциала личности

2.     Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себя и в свои силы;

3.     Развитие умений работать в команде,

4.     Развитие исполнительских способностей;

5.     Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

6.     Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;

7.     Владение нормами этического поведения в театре.

По завершении обучения учащиеся должны знать:

театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.

  Должны уметь:

- создавать пластические импровизации на заданную тему;

- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

-пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

-организовать и провести игровой тренинг.

 

Личностные результаты:

1) формирование средствами театрального искусства  целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта просмотра театральных спектаклей и публичных выступления;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных и игровых ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать кон¬фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав¬нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

10) развивать  интерес  к истории театрального искусства, к театральным профессиям, творческому труду.

 

Метапредметные результаты:

1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные результаты:

1) знакомиться с театральным искусством, расширять представления о профессии актера и режиссера, реквизитора, бутафора, гримера, художника-декоратора;

2) осознание значимости театрального творчества для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности знакомства с новыми спектаклями;

3) знать основные правила поведения в театре и применять их на практике.  Иметь представление об устройстве театральной сцены, уметь объяснить почему «Театр начинается с вешалки». Расширить представление о правилах поведения в театре и уметь применять их на практике;

4) Углубить представление о различных видах театрального искусства; знать элементы оформления спектакля (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. п.). Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома), макетов, эскизов декорации.

Материально-техническая база

Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение кабинета соответсвует всем требованиям для реализации программы. Свободный кабинет для игрового тренинга с низкими банкетками по периметру кабинета. Имеется в наличии все информационное обеспечение: аудио, видео источники; необходимый методический материал к темам, комплекты пальчиковых, перчаточных кукол, кукол для теневого театра.

Возможно использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы.