Школьный экологический мониторинг

Юные экологи школы активно ведут исследовательскую работу по изучению экологической обстановки в микрорайоне школы на основе биоиндикации, проводят фенологические наблюдения за прилетом птиц, изучают их видовое разнообразие, наблюдают за поведением птиц, составляют паспортизацию хвойных растений, произрастающих на территории микрорайона.

Педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в кружке, создают условия для вовлечения школьников, начиная с начальных классов, в регулярные наблюдения и исследования основных элементов среды в своем ближайшем окружении (территории района Коммуна). Простые, понятные школьникам соответствующего возраста, методы наблюдения за состоянием снегового покрова, температурных характеристик, приземного воздуха, обилия и разнообразия растительных объектов, интенсивностью транспортной нагрузки, распределением бытового мусора и т.д. дают возможность для учеников инициировать интерес к этим вопросам. Участие в наблюдениях и исследованиях, актуализируют соответствующие школьные знания, демонстрируют необходимость их усвоения, дают возможность ученикам применить собственные знания на практике при обработке полученных результатов и их анализе.

преподаватели

Колосова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Кузьминова Елена Сергеевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Перегудова Лариса Михайловна, учитель химии и биологии, высшая квалификационная категория;

Еремина Татьяна Николаевна, учитель географии, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

Данная программа позволяет сочетать последовательность и цикличность изучения материала, который излагается с элементами усложнения, расширять практические задания, сопоставлять появившиеся за время мониторинга наблюдения, определять связи и зависимости явлений.

Предлагается вариант, в котором содержание программы распределено по тематическим  модулям. Модули легко вписываются в систему школьного экологического образования в рамках внеурочной, проектной деятельности, при подготовке конкурсных работ на экологические олимпиады.

Модуль «Теоретический», или  «Основы общей экологии»

Модуль «Экология городской среды»

Модуль «Системы жизнеобеспечения в городе»

Мониторинг экологии городской среды

Цели программы

Повышение компетентности обучающихся  в области экологических вопросов в процессе школьного мониторинга окружающей среды и развитие у них интереса к  учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Результат программы

В процессе реализации программы обучающиеся научатся понимать:

 

Ø простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

Ø знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

получат возможность научиться:

Ø   ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование;

Ø   анализировать результаты наблюдений, делать выводы;

Ø   на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

Ø   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, энцикло­педии);

Ø   выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

Ø   выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами;

Ø   осознавать ценность природы и необходимость нести ответ­ственность за ее сохранение.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

Ø понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологический мониторинг, экологические проблемы;

Ø особенности экологического состояния природы в своем ближайшем окружении (территории района Коммуна, город Воскресенск) и источники загрязнения;

Ø проблемы и пути решения улучшения окружающей среды;

Ø методы исследования природных сред и объектов;

Ø правила личного поведения в природе.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

Ø оценивать экологическое состояние природных объектов и экосистем своей местности;

Ø выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

Ø понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты своих исследований;

Ø оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе;

Ø участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.

Ø прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края;

Ø участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности;

По окончании курса обучающиеся должны владеть:

Ø основными компетентностями в области экологических вопросов.

Данная программа способствует формированию общих компетенций обучающихся: ставить цели, мотивировать познавательную деятельность, организовывать и контролировать свою работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Формирует ключевые компетентности:

Ø   компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

Ø   компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

Ø   компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная активность;

Ø   компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

Ø   компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность.

 

Особые условия проведения

В стоимость программы входят рабочие тетради по школьному экологическому мониторингу для обучающихся начальных классов и рабочие тетради по школьному экологическому мониторингу для обучающихся 5 - 10 классов.

 

Материально-техническая база

Ø отдельное помещение (учебный класс с посадочными местами и столами) общей площадью 48 квадратных метров;

Ø мультимедийный проектор; акустическая система.

Ø документ-камера;

Ø сканер;

Ø принтер;

Ø комплект лабораторного оборудования для проведения экологических исследований (датчик температуры, датчик звука, датчик освещенности, микроскоп) – обеспеченность обучающихся  - 100%;

Ø компьютер мобильный (ноутбук) с установленной многопользовательской операционной системой, пакетом программного обеспечения для  работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования – обеспеченность обучающихся  - 100%;

Ø рабочая тетрадь по школьному экологическому мониторингу для обучающихся начальных классов– обеспеченность обучающихся  - 100%;

Ø рабочая тетрадь по школьному экологическому мониторингу для обучающихся 5 - 10 классов– обеспеченность обучающихся  - 100%;