Шахматы

Программа разработана для учащихся 2-7 классов. Ведущая деятельность – игровая, творческая.

Основу содержания урока составляют мероприятия, направленные на формирование интереса к шахматам, развитие творческого мышления и воображения, а также на изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, подготовку к шахматным турнирам и их проведение по параллелям.

Педагоги

Зобнина Светлана Владимировна

Содержание программы

I Шахматная доска
1. Краткая история шахмат
2. Шахматная доска
3. Шахматная доска
II. Шахматные фигуры
1. Шахматные фигуры
2. Начальное положение
3. Ладья
4. Слон
5. Подготовка к шахматному турниру
6. Ладья против слона
7. Ферзь
8. Проведение шахматного турнира в параллели 2-х классов. Выявление победителей
9. Ферзь против ладьи и слона
10. Конь
11. Конь против ферзя, ладьи, слона
12. Пешка
13. Пешка
14. Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона
15. Пешка против ферзя, ладьи, коня и слона
16. Король
17. Король
18. Подготовка к шахматному турниру
19. Король против других фигур

20. Проведение шахматного турнира в параллели 3-х классов. Выявление победителей
21.
III. Цель шахматной партии
1. Шах
2. Мат
3. Ничья
4. Пат
5. Рокировка
6. Подготовка к шахматному турниру
7. Шахматная партия
8. Проведение шахматного турнира в параллели 4-х классов. Выявление победителей
9. Повторение пройденного материала
10. Игровая практика
11. Игровая практика
12. Игровая практика

Цели программы

Создание условий для осмысления личного опыта,  воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать теоретические и практические знания игры в шахматы в повседневной жизни.

Результат программы

1. Познавательные УУД:

— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

— владение способом структурирования шахматных знаний;

— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

— умение находить необходимую информацию;

— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Особые условия проведения

не предусматривается обучение детей с ОВЗ

Материально-техническая база

Шахматы. Стенд для демонстрации.