Занимательная химия

Особенностью общеразвивающей программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Педагоги

Родионова Ирина Владимировна

Содержание программы

 

Раздел 1: Химическая лаборатория (20 часов)

1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2 ч) Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты

3. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч) Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа №1 Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Нагревательные приборы и пользование ими (2 ч).Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.

5. Взвешивание, фильтрование и перегонка (2 ч) Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Практическая работа № 2. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

6. Выпаривание и кристаллизация (12 ч)

Практическая работа № 3 Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

7. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ (2 ч)

Практическая работа №4. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (2 ч) Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа №5. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости

9. Кристаллогидраты (2 ч) Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа №6 Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[

10. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. (2 ч) Показ демонстрационных опытов.

·         “Вулкан” на столе,

·         “Зелёный огонь”,

·         «Звездный дождь»,

·         Разноцветное пламя ,

·         Вода зажигает бумагу ,

·         Дым без огня.

 

 

Раздел 2. Прикладная химия (40 часов)

11. Химия в быту (2 ч) Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа № 7 Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

12.Практикум исследование «Моющие средства для посуды» (2 ч)

Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности.

Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

13. Занятие - игра «Мыльные пузыри» (2 ч)

Конкурсы:

·         Кто надует самый большой пузырь,

·         Кто надует много маленьких пузырей

·         Чей пузырь долго не лопнет

·         Построение фигуры из пузырей

·         Надувание пузыря в пузыре.

14. Химия в природе (2 ч) Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

·         Тёмно-серая змея.

·         Оригинальное яйцо.

15. Химия и человек (2 ч) Чтение докладов и рефератов.

·         -Ваше питание и здоровье

·         -Химические реакции внутри нас

16. Химия и медицина (2 ч) Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

17. Белки, жиры, углеводы в питании человека (2 ч)

 

Цели программы

формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

Результат программы

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

- умение определять признаки химических реакций

- умения и навыки при проведении химического эксперимента

- умение проводить наблюдение за химическим явлением

Обучающийся получит возможность научиться:

o    использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

o    моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

o    пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

o    выполнять правила безопасного поведения в доме