"Идейка"

Отличительной особенностью данной программы является изучение  нескольких видов работы с бумагой (аппликация, оригами, бумагопластика), с добавлением различных материалов.

Программа предполагает  обучение детей не только умению работать с бумагой и картоном, но и даёт возможность освоить такие направления декоративно-прикладного творчества, как:

v Работа в сочетании с различными материалами

v Рисование

v Технология изготовления объёмной игрушки (предметы окружающего мира: природа,  техника и т.д.)

преподаватели

Зейналова Махия Алледин-кызы, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

 Аппликация. Конструирование изделий из бумаги с применением различных материалов (пластилин, природный материал, глина, вата,  посуда  и т.д.)

Теория: Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги и картона , вырезание из бумаги и  картона.  Изделия  из  одной заготовки: изделия из прямоугольного листа – полосы, на основе квадрата, на основе треугольника,  соединение плетением; фигурное плетение;  аппликация  для  оформления  изделия,  часто используется в коллективной работе. Назначение аппликации, способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.Понятие «Аппликация», способы вырезания. «Рваная аппликация» - приёмы работы и способы соединения.Фон, предмет, предметная аппликация (вырезание изображения симметричного строения из одноцветной бумаги, вырезание из бумаги сложенной в несколько раз «гармошкой»). Замысел, эскиз, сюжет, подбор бумаги, вырезание многоцветной аппликации, наклеивание деталей изображения, высушивание аппликации, вырезание деталей изображения, раскладывание деталей изображения на фоне. Однослойная аппликация (детали наклеены в один слой полностью или частично).Понятие «Мозаика», назначение, возникновение, способы подготовки бумаги для мозаики (нарезание ножницами, заготовка способом обрывания), содержание, замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное изображение, техника аппликации.

Темы: «Натюрморт», «Осенние листья» (букет в бумажной тарелке), «Морской транспорт», «Автотранспорт», «Подводный мир», «Полет  в Космос», «Природные явления»  и т.п. Контрольное задание «Композиция».

Варианты работ в технике «мозаика»: «Природа», «Городской пейзаж», «Натюрморт», «Техника» и т.д.

Оригами. Чудеса из бумаги. Работа в сочетании с различными видами бумаги (картон,  гофро-бумага, салфетки и т.д.)Геометрические  понятия  (угол, сторона, квадрат, треугольник)

Теория: знакомство с понятием «Оригами», «Базовые формы», Основные приемы складывания бумажных заготовок (квадрата, прямоугольника), термины и условные знаки, принятые в оригами. Базовые формы. Работа в сочетании с различными видами бумаги (картон,  гофро-бумага, салфетки и т.д.) Знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона,   квадрат, треугольник. Работа мелкой моторики.Практика: варианты работ: упражнения по отработке основных элементов складывания квадрата, точно совмещая углы и стороны.

 Орнамент в квадрате. От­работка навыка аккуратной работы. Ритм цвето­вых пятен. Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделе­ние главного.

Цветная бумага. Черный или бе­лый фон. Контраст. Орнаментальный ряд. Че­редование цвета и формы. Составление фигурок животных, людей, техники, строений  из простых геометрических фигур. Развитие воображения.Индивидуальная ра­бота. Воплощение образа. Отработка приема «выращи­вание». Белая, черная и газетная бумага. Воз­можное использование текстиля.Коллаж. Работа по цветному фону. Отработка приема: вырезание цветка из квадрата сложением в 8 раз, в 4 раза. Полу объёмная компо­зиция. Игра-общение. Цветовые контрасты. Индивидуальная работа. Выполнение творческого индивидуального зада­ния с цветной бумагой.

 

Бумагопластика и свободное конструктивное творчество.

Аппликация плоскостных изделий из бумаги с применением различных материалов (пластилин, природный материал, глина, вата,  посуда  и т.д)

Плоскостная  аппликация.

Теория: понятие «аппликация в плоскости», способы наклеивания на фон (частью плоскости, передача объема, способы вырезания). Использование готовых форм для работы (коробочки; втулки и т.д.) Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие детали друг на друга). Одноцветная и многоцветная аппликация.

Практика: варианты работ: «Робот», «Самолет», «Часы»  и т.п.

Аппликация с использованием пластилина:

Знакомство с различными пластическими материалами: плас­тилином, глиной, биомассой, бумагой. Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмик. Понятия — рельеф, объемная пластика.

Примерный перечень работ: Поздравительные открытки: «День воспитателя», «День Матери», «Новый год», Рождество», День рождения, 23 февраля, 8 марта, «Валентинки», закладки для книг, елочные украшения (подвески, гирлянды, шары, звезды, колокольчики и т.п.) и др.

Конструирование на основе бумажного комочка:

Теория: техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек», способы склеивания. Оформление работ.

Практика: изготовление поделок  на основе  бумажного  комочка.

   Коллективная  работа.

Теория: варианты аппликации для оформления коллективной работы, замысел, эскиз, композиция. Использование различных техник работы с бумагой при создании коллективной работы, использование при оформлении работы витой  спирали,   петель,   кулечков,   способы  изготовления  травы, гофрировки и т.п.

Практика: изготовление поделок.

 

Цели программы

Раскрыть творческий потенциал ребенка путём реализации его творческой индивидуальности в области декоративно-прикладного искусства, через овладение основами конструирования и моделирования из бумаги в сочетании с различными  материалами.

Результат программы

Будут знать:

·        элементарные  теоретические знания  по предмету, отдельную терминологию;

·        правила безопасной работы, организовывать свое рабочее место, соблюдая гигиену труда;

·        знать основные базовые формы оригами: «треугольник», «дверь», «воздушный змей», «конверт, «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба», «катамаран» и выполнять на ихоснове несложные модели;

·        знать характеристики и свойства различных материалов, используемых в работе, в творчестве.

должны уметь:

·     владеть  основными умениями и навыками работы с бумагой в плоскости, природным материалом и другими материалами, используемыми в работе;

·     выполнять работу по инструкции педагога, по образцу, схеме;

·     владеть следующими приемами и способами работы с бумагой:

сминание, обрыв, сгибание, склеивание, надрезание, вырезание;

·     изображать различные предметы окружающего мира и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы работы  с бумагой и различными материалами;

·     уметь содержать в порядке свое рабочее место и выполнять правила безопасной работы с инструментами;

·     проявлять  доброжелательность в отношениях к  детям в объединении.

 

Особые условия проведения

 

Натурный ряд к занятиям: муляжи, рамки, демонстрационная доска, посуда, макеты и т.д.

Дидактические материалы для занятий по темам – основы конструирования и моделирования из бумаги, основы цветоведения. Приёмы стилизации растительного и животного мира, техники, транспорта и этапы выполнения работ. Азбука «бумагопластики», последовательность выполнения работ: шаблоны, схемы, рисунки, лекала. Фотографии, репродукции работ художников на определенные темы Программы. Методический фонд детских работ и папки с образцами работ педагога. 

Материально-техническая база

столы ученические, стулья ученические, доска магнитная, дыроколы фигурные тематические, магнитофон для воспроизведения музыкального фона.

Видео