Скорочтение

Программа направлена на:

-создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

-на формирование коммуникативной речевой познавательной деятельности, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого материала, как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).

Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной программы. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера.

 

преподаватели

Новикова Елена Владимировна

Содержание программы

Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая.

Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части. Вторая часть состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением.

Теоретическая часть. Инструкция по прохождению тренинга. Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Учимся выполнять упражнения.  До того, как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга. На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ. Упражнения на внимание Первое упражнение на внимание — это струп-тест. Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Упражнение «Разноцветные числа». Упражнения на расширение поля зрения. Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5. Как работать с таблицей Шульте.В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.                                                                                          Рисование обеими руками. Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Чтение с указкой При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений.  В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию) Дыхательные упражнения. Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками). Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения. Практическая часть Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Отработка дикции. Скороговорки. Чистоговорки

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Наращивание темпа выполнения заданий.

3.Смена разных видов деятельности.

Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1.  Упражнение на развитие артикуляции и дикции.

2.  Упражнения на внимание.

3.  Упражнения на расширение поля зрения.

4.  Чтение с указкой.

5.  Упражнение на развитие слуховой памяти.

7.  Упражнение на развитие зрительной памяти.

8.  Упражнение «Корректурная проба». 

Цели программы

Создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися.

Результат программы

В ходе освоения содержания программы «Скорочтение» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности; мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей; умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом; положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится управлять своим вниманием; использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности; справляться с информационным «завалом»; максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.

Познавательные УУД.

Обучающийся научится: выделять в тексте самое важное и необходимое; логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; извлекать и анализировать информацию из различных источников. 

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи. 

Предметные результаты.

Обучающийся научится: читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное; свободно читать тексты больших объёмов; владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста; владеть техникой скорочтения читать с применением эффективных стратегий запоминания.

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

Особые условия проведения

Дистанционное обучение

Материально-техническая база

Кабинет,  парты

- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

- методическая литература: книги, журналы;

- оборудование: книги, карандаши, ручки;

- материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти

-мультимедийная аппаратура

-компьютер