«Занимательная грамматика» Иванова Р. Б.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Рабочая программа выполнена на основе авторской программы Сомочкиной Л.А.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

преподаватели

Иванова Радмила Бениэловна, учитель начальных классов

Содержание программы

Учебный план.

Раздел 1. Мир безмолвия и неведомых звуков.

Тема 1.1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», 

Раздел 2. Страна Слов.

Тема 2.1  В Страну Слов. Первые встречи.

Игры «Слова – братья». Разгадывание загадок. Сценки. Головоломки. Рассказ «Снежные слова».

Тема 2.2. К тайнам волшебных слов. 

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов. Сценки.

Тема 2.3. Выбор друзей в Стране Слов.

 Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое». Конкурс на внимание и чистописание.

Тема 2.4. К несметным сокровищам Страны Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Цепочка слов».

Тема 2.5. Чудесные превращения слов.

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы». Инсценировка стихотворения А.Шибаева.

Раздел 3. Алфавит.

Тема 3.1. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец».

Тема 3.2. К тайнам звуков и букв.

 Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценировка стихотворения В. Суслова «Трудные буквы».

Тема 3.3. Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 3.4. В страну Говорящих скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 3.5. В глубь веков на Машине времени.  

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита.

Тема 3.6. В Королевстве Ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций.

Раздел 4. Страна слогов.

Тема 4.1. В страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 4.2. Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота». Рассказ учителя о речи.

Тема 4.3.  В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём. Инсценировка рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Головоломка «Перекрёсток».

Раздел 5. Снова в страну Слов.

Тема 5.1.  Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 5.2. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценировка рассказов. Головоломка.

Тема 5.3. На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Раздел 6. По тропинкам правил.

Тема 6.1.  В театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 6.2. Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 6.3. Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы. Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 6.4. Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 6.5. Следопыты развлекают детей.

 «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 6.6. В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 6.7. К словам – родственникам. Почему их так назвали?

 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Раздел 7. Машина времени.

Тема 7.1. Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов.

Тема 7.2.  Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Раздел 8. Итоговое занятие.

Тема 8.1. "Занимательная грамматика"

 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценировка рассказов.

Цели программы

Расширение и углубление знаний по русскому языку у младших школьников по средствам игры-путешествия.

Результат программы

Личностные результаты

1.     эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

2.     эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

3.     чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

4.     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

5.     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

6.     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

7.     интерес к изучению языка;

8.     осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1.     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

2.     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

3.     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

4.     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

1.     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

2.     пользоваться словарями, справочниками;

3.     осуществлять анализ и синтез;

4.     устанавливать причинно-следственные связи;

5.     строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

1.     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

2.     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

4.     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

5.     задавать вопросы.

Предметные:

1.     сравнивать слова по написанию и произношению;

2.     определять разницу между звуком и буквой;

3.     устанавливать общие признаки жанров;

4.     находить языковые закономерности;

5.     определять последовательность работы над словом.

Особые условия проведения

Проверка результатов проходит в форме:

·        игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);

·        тестирования;

·        мониторинг;

·        педагогическое наблюдение;

·        педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий;

·        проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Материально-техническая база

Оборудование: столы, стулья, компьютер, колонки, проектор, принтер, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Комплектация и размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Инструменты и приспособления: мел, доска, тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага и картон, бумага для принтера, касса букв и слогов лингвистические словари, карточки с играми и заданиями, наличие текстов для работы на занятиях, книги сказок и рассказов.