«Юный математик» Лолаева Д.Р.

Дополнительная общеразвивающая  программа «Юный математик» стартового уровня, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на учащихся в возрасте от 8 до 10 лет и реализацию в течение одного учебного года.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить представления об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. 

В школьном курсе  не рассматриваются темы предложенные программой, содержание которых способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики.

преподаватели

Лолаева Дилором Рузикуловна, педагог дополнительного образования

Расписание

Понедельник и среда с 17:00 до 17:45

Содержание программы

Учебный план.

Раздел 1. Интеллектуальная разминка.

Практика: Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

Раздел 2. Числа-великаны.

Теория: Как велик миллион? Что такое google?

Раздел 3. Мир занимательных задач.

Тема 3.1. Задачи со многими возможными решениями.

Тема 3.2. Задачи с недостающими данными.

 

Тема 3.3. Задачи с избыточным составом условия.

Теория: разбор способов анализа задачи (чем эта задача, что в ней известно, что, нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми.

Практика: разбивать текст задачи на смысловые части и моделировать ситуации, отраженные в задаче. Решение задач с избыточным составом условия.

Раздел 4. Кто что увидит?

Теория: Способы решения задач на развитие пространственного представления

Практика: Решение задач и заданий на развитие пространственных представлений.

Раздел 5. Римские цифры.

Теория: История римских цифр. Как римские цифры используются в наше время.

Практика: Решение занимательных заданий с римскими цифрами.

Раздел 6. Числовые головоломки

Теория: Виды математических ребусов. Способы решения ребусов и их составления.

Практика: Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Раздел 7. Секреты задач.

Теория: Способы находить решения нестандартных задач, как раскрывать их секреты. Способы построения математических сообщений в устной форме.

Практика: Решение задач в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др.

Раздел 8. В царстве смекалки.

Теория: Правила работы в группе. Техническое задание по созданию газеты.

Практика: Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Раздел 9. Математический марафон.

Практика: Решение задач. Блиц - турнир.

Раздел 10. «Спичечный» конструктор

Практика: Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

Раздел 11. Выбери маршрут.

Практика: Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами

Раздел 12. Математические фокусы.

Теория: История возникновения математических фокусов.

Практика: Способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Отгадывание задуманных чисел.

Раздел 13. Занимательное моделирование.

Практика: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида,(по выбору учащихся).

Раздел 14. Математическая копилка

Практика: Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

Раздел 15. Какие слова спрятаны в таблице?

Теория: Работа с математическими таблицами

Практика: Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

Раздел 16. «Математика — наш друг!» 

Теория: Задачи, решаемые перебором различных вариантов.

Практика: «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных

Раздел 17. Решай, отгадывай, считай.

Теория:  Разбор нестандартных вариантов решения задач.

Практика: Логические задания в игровой форме.

Раздел 18. Блиц-турнир по решению задач

Практика: Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

Раздел 19. Геометрические фигуры вокруг нас

Теория: классификация предметов по разным признакам; совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Практика: Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Раздел 20. Математический лабиринт

Теория: Условия и правила международного конкурса  "Кенгуру"

Практика: Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Раздел 21. Математический праздник

Практика: Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». Итоговая рефлексия.

Раздел 22. Итоговое занятие

Цели программы

Создание условий для формирования у учащихся  творческого мышления, посредствам изучения математики как части общечеловеческой культуры.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы

У обучающегося будут сформированы:

·        начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

·        начальные представления о математических способах познания мира;

·        проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

·        освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;

·        умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

·        понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению.

Учащийся получит возможность для формирования:

учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
работать по предложенному педагогом плану;
выполнять самооценку своей работы на занятии;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
понимать и применять предложенные педагогом способы решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога.
Познавательные УУД.

Учащийся научится:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.
Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь.

Учащийся получит возможность научиться:

критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты

определять последовательность событий;
судить о противоположных математических явлениях;
давать определения тем или иным математическим понятиям;
сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры.

Особые условия проведения

Учащиеся смогут освоить ряд предметных умений (составлять план прочитанного, тезисы, конспекты, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с учителем, с одноклассниками, защита своих взглядов, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами школы). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности.

 Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех учащихся является здоровье сберегающим условием реализации программы.

Материально-техническая база

Оборудование: столы, стулья, компьютер, колонки, проектор, принтер, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Комплектация и размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Инструменты и приспособления: мел, доска, тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы, клей, циркуль, транспортир, цветная бумага и картон, бумага для принтера, зубочистки (спички), пластилин, проволока, старые газеты и журналы.