Увлекательное макетирование

  • (2)

Направленность программы техническая, так как она предполагает освоение сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества. Её содержание направлено на развитие конструкторских способностей, проектирование моделей и конструкций. Программа также интегрирует знания из различных областей прикладных наук: изобразительное искусство, биология, строительство, архитектура, что позволяет развивать у детей логическое, образное, проектное мышление.
       Освоив элементарные навыки черчения, рисунка, композиции и художественного конструирования, учащиеся могут создавать собственные дизайнерские проекты. В ходе занятий предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, приведение примеров из окружающей действительности, показ иллюстративного материала (тематические презентации, репродукции), обращение к истории архитектуры, техническим изобретениям человечества.       Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении техническому макетированию   диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными материалами, понимания их свойств и возможностей  для создания выразительного образа. Разнообразие материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к техническому макетированию, ручному творчеству. Обучающиеся в кружке изучают различные техники создания эскизов, технологии  обработки бумаги, методы работы с  самозатвердевающим пластилином,  папье-маше, папер-клеем, пластикой.

Темы программы расположены по мере усложнения материала,  что направлено на систематизацию и закрепление знаний обучающихся. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с  разнообразными предметами  и материалами для творчества

Содержание программы

Происхождение термина «макетирование». Первоначальная обработка бумаги. (14 часов)  Теория. Вступительная беседа. Краткая характеристика кружка «Увлекательное макетирование». Происхождение и раскрытие термина «макетирование». Правила техники безопасности. Демонстрация материалов для работы на занятиях кружка. (Разнообразная  бумага, картон, пенопласт, пенокартон, проволока, разнообразные виды клея, циркули, макетные ножи, ножницы, макетные коврики).

Практика.  Первоначальная обработка бумаги: 1) лёгкие надрезы; 2) создание ровных сгибов при помощи спицы. Создание объёмных открыток, работ в технике «туннель», «дизайнерских» книг.

 

Теория. История развития архитектурной мысли. Архитектура на бумаге. Три начала Витрувия и целесообразность Альберти. Что такое архитектура? Стили в архитектуре: от античности, средневековья,  ренессанса, барокко до современных форм. Прочность, польза, эргономика строений. Архитектурные сооружения сегодня и в древности: жилые постройки, культовые сооружения, водопроводы, театры, термы. Дома, которые производят энергию. О бумажном конструировании абстрактных и реальных архитектурных форм.

Практика. Создаём абстрактные композиции из бумаги, используя плоские геометрические формы и геометрические фигуры.

 №4. Макетирование: приёмы работы с бумагой. Цвет в архитектуре. Проектная графика (8 часов)

Теория. Что такое бумага? Происхождение бумаги и её история. Предпосылки возникновения бумаги. Применение бумаги. Полезные сведения о бумаге. Свойства бумаги (сорта, классификация, прочность, текстура, фактура, структура, плотность и пр). Правила техники безопасности. 

Практика. Макетирование из бумаги. Приёмы сгибания бумаги (оригами и киригами). Создание авторской бумаги при помощи клея, красок и других включений. Приёмы декоративных техник при работе с красками. Знакомство с проектной графикой и «скетчингом». Виды красок, которые стоит использовать в художественных и архитектурных макетах. Создание эскизов, в соответствии со своими замыслами. Работа с картоном и подсобными материалами. Упражнения на изучение плотности, прочности, гибкости и других пластических свойств бумаги. Способы задания бумаге различных конфигураций.

 №5.   Введение в  цветоведение. Объёмная групповая работа «Город будущего» (8 часов) 

Теория. Цвет в архитектуре, на протяжении исторических стилей в искусстве. Как цвет изучали физики и «лирики». Понятие о палитрах, используемых на мониторах компьютеров, в современных графических программах. Эксперименты с цветом. Треугольник Эжена Делакруа. Цветовой круг И. Гёте.

Практика. Создание цветового круга,  ахроматических и полихромных таблиц. Выполнение графических эскизов. Работа с бумагой и картоном. Выполнение объёмной групповой работы «Город будущего».

 

№6. Знакомство с монументально-декоративными видами творчества, применяемыми в архитектуре. Построение развёрток, исходя из авторского замысла. (4 часа)

 Теория. Изучение законов  композиции: статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст - нюанс, метр - ритм. Знакомство с понятием «Золотое Сечение» в архитектуре и в живописи. Знакомство с масштабом. Витраж, мозаика, монументальная живопись  в интерьере и экстерьере. Примеры из архитектуры древнего мира, готики, современной архитектуры. Знакомство с модульной восточной архитектурой. Причины возникновения.

Практика. Построение спирали Архимеда или золотой спирали. Выполнение на выбор одной творческой работы: «Гобелен», «Витраж», «Мозаика», «Монументальная живопись», в соответствии с задуманной постройкой, и с её масштабом, используя подручные материалы.

 №8. Элементы, приёмы и способы моделирования форм. Создание в масштабе из бумаги и папье-маше части городской улицы. (4 часа) Теория. Три параметра измерения: длина, ширина, высота. Объём как компонент формирования среды. Первые объёмные построения. Теория построение макетов графическим способом. Метод секущих плоскостей. Практика. Изучение техники папье-маше. Создание из бумаги и папье-маше части городской улицы.

 

Цели программы

Развитие технических интересов и склонностей, технической интуиции и конструктивного мышления на основе процесса формообразования из бумаги.

Результат программы

Результатом являются практические навыки и теоретические знания. В том числе, интересные авторские разработки макетов. Дети получают навыки в области бумагопластики, предметного макетирования и конструирования. Обучающиеся расширяют свой кругозор в области  истории архитектуры, дизайна, основ композиции и цветоведения. Получают дополнительные знания по техники безопасности. Одним из условий реализации программы является партнёрство с семьёй. Привлечение родителей к совместной деятельности способствует плодотворной работе детей, именно семья является одним из основных факторов социализации личности ребёнка. Критерием оценки обучающихся является его способность делать активный выбор, принимать решения, помогать близким, умение трудиться.

Личностные результаты. Занятия в кружке способствуют формированию эстетической и культурологической грамотности. Учащиеся получают представление о значении изобразительного искусства и архитектуры в культуре России и других стран. В результате изучения курса «Увлекательное макетирование» у детей должны быть достигнуты определённые результаты:

ü развитие воображения, эстетического вкуса, способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

ü знакомство с разнообразием материалов для творчества; формирование навыков работы с материалами, напрямую связанных с творчеством, совмещение их с  природными, бросовыми материалами, форми- рование экологического сознания;

ü развитие навыков самообслуживания;

ü профессиональная ориентация: выбор технической или дизайнерской специальности в будущем.

Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

ü умение рационально использовать время, выстраивать осознанную деятельность для получения продуктивного результата;

ü развитие творческой инициативности и самостоятельности при решении учебных задач;

ü осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

ü умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

ü развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Особые условия проведения

1.                 Тематические подборки иллюстративного материала;

2.                 Образцы готовых работ;

3.                 Библиотека литературы по декоративно-прикладному искусству и живописи;

4.                 Бланки для проведения мониторинга.

Материально-техническая база

1.                 Мебель по количеству и росту детей;

2.                 Учебная доска, мел;

3.                 Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);

4.                 Компьютер.

5.                 Проектор и экран для демонстрирования иллюстративного материала, презентаций.