Подготовка к школе - 3

Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:

выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

• выделение звука в звуковом ряду, в слогах, словах;

• определение положения звука в слове (в начале, середине и в конце);

• подбор слов на заданный звук;

• сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

• сравнение слогов, а затем и слов по звуковому (и слоговому) составу;

• изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

• образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

• знакомство с буквой;

• чтение и печатание слогов и слов.

преподаватели

Каткова Елена Владимировна

Содержание программы

Лексическая и грамматическая работа:

· обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

· употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи:

· ответы на вопросы, участие в диалоге;

· подробный пересказ текста по зрительной опоре;

· составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Цели программы

Работа над звуковой культурой речи детей создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте.

Результат программы

К концу срока реализации программы ребенок сможет:

• уметь выявлять артикуляторные и акустические характеристики звука;

• уметь выделять звук в звуковом ряду, в слогах, словах;

• уметь определить положения звука в слове (в начале, середине и в конце);

• уметь подбирать слова на заданный звук;

• уметь сопоставлять звук с другими, фонетически схожими с ним звуками;

• уметь сравнивать слоги, а затем и слова по звуковому (и слоговому) составу;

• уметь изменять слова путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнять или исключать;

• уметь образовывать новые слова посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

• знать буквы;

• уметь читать и печатать слоги и слова

Особые условия проведения

Для посещения данного кружка от ребенка не требуется особых навыков.

В стоимость программы входит два групповых занятия в неделю, длительность занятия 30 минут.

Материально-техническая база

Перечень основных средств обучения

1. Кабинет, оборудованный:

· столами;

· стульями;

· доской.

2. Материалы:

· картинки по лексическим темам;

· графическое изображение написания печатных букв;

· кассы букв и слогов;

· рабочие тетради.