«Занимательная математика» Демиденко С.В.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»  стартового уровня, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на учащихся в возрасте от 8 до 9 лет и реализацию в течение одного учебного года.

Составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта начального общего образования второго поколения и на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика. Юным умникам и умницам».

Отличительной особенностью программы является необычность математических ситуаций, в которые будут поставлены учащиеся, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца и проявлять самостоятельность. Данная программа содержит принцип вариативности как самих заданий, так и способов их решений, что предполагает развитие у детей понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Это снимает страх перед ошибкой.

преподаватели

Демиденко Светлана Владимировна – учитель 1 категории.

Содержание программы

Содержание учебного плана

Тема 1. Город загадочных чисел (14 часов).

Теория: Понятие числового кроссворда и способы его решения. Понятие числовой головоломки и приёмам её решения.

Практика: 1.Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассуждения, пользуясь и н формацией, представленной в наглядной (предметной) форме.

2.Решать занимательные задачи с римскими цифрами. Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

3.Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

4.Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

5.Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Тема 2. Город Закономерностей (15 часов).

Теория: Признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять закономерность. Понятие классификации закономерностей.

Практика:

1.Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность.

2. Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

3.Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию.

Тема 3. Город Геометрических превращений (14 часов).

Теория:

Понятие объёмной фигуры и её отличия. Понятие о симметричных фигурах.

Практика:

1. Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области. Определять форму плоских и объёмных предметов. 6 Классифицировать предметы по форме.

2. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Понимать композицию.

Тема 4. Город Логических рассуждений (16  часов).

Теория: Сравнения по цвету и размеру.

Практика:

1.Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контр примеры). Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.

2.Переводить информацию из одной формы в другую (текст- рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Упорядочивать математические объекты.

3.Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор.

Тема 5. Город Занимательных задач (13 часов).

Теория: Понятие однородной величины и арифметические действия с такими величинами.

Практика:

1. Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин.

2.Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если …, то …», «каждый», «не».

3.Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст – рисунок, символы –рисунок, текст – символы и другие).

4. Упорядочивать математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Цели программы

Создание условий для развития интереса обучающихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора школьника в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Результат программы

Посещая занятия ребенок:

- усвоит основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;

- освоит способы научно – познавательной и исследовательской деятельностью;

- разовьёт творческое мышление;

- улучшит качество решения задач различного уровня сложности;

- станет участником олимпиад, игр, конкурсов.

Особые условия проведения

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1)    Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

2)    Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Материально-техническая база

Печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, карточки с изображением цифр, дидактические игры по математике.

Оборудование: столы, стулья, компьютер, колонки, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Инструменты и приспособления: мел, доска, тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы, клей, циркуль, транспортир, цветная бумага, бумага для поделок.