Туризм

Актуальность данной программы выражается в очевидной ее эффективности, доступности, безграничных возможностей в привлечении детей любого возраста. Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, география, трудовое обучение. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному изучению данных предметов. Программа постоянно уточняется и дорабатывается с учетом появления новых форм образовательной деятельности, новых конкурсов и соревнований, нового опыта, накапливаемого в процессе реализации программы, или предъявляемого специальной литературой. Так содержание многих занятий по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму, программы которых постоянно обновляются (с целью соответствия уровню всероссийских соревнований), тоже обновляется непосредственно перед самим занятием. Для разработки маршрутов используется информация размещенная в сети Интернет. Так же используются компьютерные программы для расчета продуктовой раскладки и для подготовки и составления отчетов о совершенных походах, что требует совершенно по иному строить занятия, подчас, перенимая опыт воспитанников. Заложенное в программе освоение нового оборудования и туристского снаряжения, появляющегося в связи с развитием технического прогресса (газовые горелки, новые ткани и многое др.) повышает возможности и увеличивает выбор туристских маршрутов

преподаватели

Шинко Александр Михайлович

Шинко Михаил Григорьевич

Расписание

Один раз в неделю по два часа

Содержание программы

Тема 1. «Основы техники пешеходного, горного туризма».

Пешеходный: снаряжение, виды переправ, страховки и самостраховки.

Организация и преодоление переправ через реки, овраги и т.п.; движение по травяным, осыпным, снежным, ледовым склонам, с использованием специального снаряжения; техника безопасности; одновременная и попеременная страховка, перильная страховка, движение в связках; использование знаний и умений по ТПТ, ТГТ на различных соревнованиях.

Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в соревнованиях, проведение походов.
Формы контроля – оценка результатов трасс на тренировках и соревнованиях.

 

Тема 2. «Туристское снаряжение».

«Туристское снаряжение». Личное, общественное, специальное снаряжение
Формы и методы работы – беседа, лекция, демонстрация снаряжения, практические занятия.
Формы контроля – устный опрос.

 

Тема 3.  «Краеведение».

- туристические возможности Московской области

а) географическое положение

б) климат

в) рельеф

г) растительный и животный мир;

- сезонность туризма;

- экология области, ее проблемы;

- основные достопримечательности родного края.

Формы и методы работы – экскурсия.

Формы контроля – оформление газеты.

 

Тема 4.  «Туристский быт».

Организация туристского лагеря в однодневном походе на принципах взаимопомощи, разведение костра с использованием растопки: плексиглас, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, установка двускатной палатки, многоместного шатра, приготовление пищи, виды костров, организация быта на принципах самообеспечения, самообслуживания и взаимопомощи; виды работ по организации лагеря; распределение обязанностей по выполнению работ в лагере; выбор места для ночлега в пределах лесной зоны, заготовка дров, устройство ночлега; правила техники безопасности при выполнении работ по лагерю.

Формы и методы работы – инструктаж, соревнование внутри группы.

Формы контроля – практический зачет.

 

Тема 5.  «Основы доврачебной помощи».

Личная гигиена в походе; общие действия группы по оказанию доврачебной помощи, предпринимаемые при травмах или заболеваниях участников похода; доврачебная помощь при ожогах, обморожениях, переохлаждении, солнечном ударе, отравлении, переломе; иммобилизация, виды кровотечений, повязки, их применение при различных видах травм, транспортировка пострадавшего, поисково-спасательные работы

Формы и методы работы – беседа, лекция, практическое занятие, игра

Формы контроля – тестирование, выполнение практического задания.

 

Тема 6. «Общефизическая подготовка».

Тренировки по ОФП, выявление особенностей физического развития учащихся (скоростной выносливости, силовых качеств, двигательной активности). Командные игры Формы и методы работы – тренировки, игры, прогулки, эстафеты.

Формы контроля – анализ.

 

Тема 7. «Походы, слеты, соревнования».

Правила проезда группы туристов в городском и пригородном транспорте, правила движения походной колонны по лесным дорогам и тропам, по шоссе, участие в соревнованиях по спортивному туризму, однодневные походы, походы выходного дня, участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию

Формы и методы работы – инструктаж, выезды.

Формы контроля – анализ результатов соревнований.

 

Тема 8. «Основы топографической подготовки туриста».

Понятие о топографической карте, масштаб, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба, условные знаки топографических карт, комплексные задания, знакомство со спортивной картой, простейшие знаки спортивных карт, вид объектов на местности, понятие о план-схеме, использование топографических карт разного масштаба в спортивных походах и подготовке к ним; выполнение азимутального хода в условиях сильно пересеченной местности; определение крутизны и азимутального направления склонов по топографическим картам с сильно пересеченной местностью, а также с использованием глазомерной съемки на местности; истинный и магнитный азимут, их природа.

Формы и методы работы – беседа, игра, практическое занятие на местности.

Формы контроля – тестирование, опрос, соревнование внутри группы.

 

Тема 9. «Организация питания в походе».
Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола, соблюдение правил гигиены при питании на природе, рецепты основных блюд, составление продуктовой раскладки раскладки и меню на учебно-тренировочный сбор, упаковка и транспортировка продуктов, приготовление пищи и режим питания в походе; значение правильной организации питания в походе, водно-солевой обмен, баланс жиров, белков и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Формы и методы работы – беседа, практические занятия в полевых условиях.

Формы контроля – опрос, практический зачет, составление учебной раскладки.

 

Тема 10. "Распределение обязанностей в туристической группе".

Должности в туристической группе: руководитель группы, хронометрист, нач.прод, завхоз, медик,  реммастер, дежурный по кухне.
Формы и методы работы –  лекции, беседы, индивидуальные занятия.

Формы контроля –  опрос, оценка применения знаний, умений и навыков в походе.

 

Тема 11. "Узлы, используемые в спортивном туризме".

Изучение узлов по группам их применения; практическое применение изученных узлов. Формы и методы работы  –  практическое выполнение заданий в классе, на местности. Формы контроля  –  зачет.

Цели программы

создание единой туристской группы, способной совершать спортивные путешествия повышенной сложности, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму высокого ранга, в котором каждый максимально реализует и многогранно развивается, как личность

Результат программы

Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам, можно в виде теста-игры. Отслеживание результатов обучения проводится с помощью контрольных нормативов по туристской технике (вязка узлов, прохождение навесной переправы, параллельных переправ, спуска и подъемов по перилам, постановке палатки, прохождении личной туртехнике). Воспитанники имеют дневники тренировок и карточку спортсмена, где прослеживаются результаты обучения. Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях. Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов. Каждый спортсмен имеет разрядную книжку. При оценке результатов принимается во внимание способность понимания задания педагога, владение туристской техникой, умение выполнять задания с использованием приобретенных навыков. В конце 1 года воспитанники должны совершить походы выходного дня, степенные походы, принять участие в соревнованиях, в туристических слетах, проводимых в городе и области.

Особые условия проведения

- получение знаний умений и навыков по основам спортивного  туризма и ориентирования,  - по подготовке и использованию туристского снаряжения, 

- доврачебной помощи, 

- организации ночлега, 

- приготовлению пищи в походе,

- участие в соревнованиях по спортивному туризму лыжному, водному,  пешеходному туризму;

- выполнение контрольно-переводных нормативов.

Материально-техническая база

Групповое (общественное) снаряжение:  Палатка (3-х; 4-х местная) – 4 шт. 

Тент костровой – 1 компл. 
Костровой набор – 1 компл. 
Газовая горелка – 4 шт. 
Котлы – 6 шт. 
Половник – 4 шт. 
Ремонтный набор 
Аптечка походная 
Веревка основная – 100 метров 
Веревка вспомогательная – 30 метров 
Карабины – 20 шт. 
Топор – 2 шт. 
Пила двуручная -  2 шт. 
Картографический материал 
Зонд для поиска в лавине – 4 шт.

 Личное специальное снаряжение: Рюкзак

Спальный коврик

Спальник

Фонарь

Система страховочная

Репшнур

«Кошки»

Ледоруб

Спусковое устройство

Жумар

Каска

Палки треккинговые