«Клуб юного шахматиста»

Программа  дополнительного  образования  «Клуб юного шахматиста»  по обучению детей младшего и среднего  школьного  возраста игре в шахматы составлена на основе «Программы курса «Шахматы –школе» И.Г.Сухина.

Программа адаптирована  и реализуется  в  системе  дополнительного образования в МОУ Каменской средней общеобразовательной школе №2 по обучению детей игре в шахматы и  направлена  на  обеспечение  целостного процесса  психического,  физического  и  умственного  развития  личности ребенка.

В современной школе происходят кардинальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы –это  не  только  игра,  доставляющая  детям  много  радости, удовольствия,  но  и  действенное,  эффективное  средство  их  умственного развития.  Неоценима  роль  шахмат  в  формировании  внутреннего  плана действий –способности  действовать  в  уме.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность внедрения данной  программы  заключается,  прежде  всего,  в  реализации  идеи использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

преподаватели

Вагифов Шамхал Баладаевич

Содержание программы

1.Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.Шахматы –спорт, наука и искусство.  История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

3.Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.  Игровые пути  шахматной  доски.  Обозначение  поля  шахматной  доски,  о шахматных  фигурах;  шахматной  нотации.  Ходы  фигур,  поле  под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка.  Взятие  на  проходе.  Превращение  пешки.  О  правах  и обязанностях игрока.Сравнительная ценность фигур. Размен. Из  чего  состоит шахматная  партия:  начало  (дебют),  середина (миттельшпиль),  окончание  (эндшпиль).  Десять  правил  для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые  методы  борьбы.  Оценка  позиции.  Шахматные  разряды  и звания. Рейтинг-лист.

4.Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

5.Тактика.  Тактические  удары  и  комбинации.  Нападение  на  фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур.  Двойной  удар.  Сквозное  нападение  (рентген).  Перекрытие. Сочетание  приемов  нападения.  Угроза  мата  в  один  ход.  Создание угрозы  мата.  О  противодействии  угрозы  мата.Полезные  и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

6.Эндшпиль.  Курс  шахматных  окончаний.  Пешечные  окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило  оппозиции.  Король  гуляет  по  треугольнику.  Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

7.Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное –быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют,  с  которого  нередко делается мат.  Преждевременный  выход ферзем. Тренировочные партии.

8.Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

9.Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов  одновременной  игры  (в  том  числе  и  тематических)  с последующим разбором партий.

10.Соревнования, турниры (по отдельному графику)

11.Индивидуальные  занятия.    Проведение  индивидуальных  занятий  с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

12.Итоговое  занятие.  Подведение  итогов.  Обзор  выполнения поставленных задач.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

  Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

   Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Предполагается, что занимающиеся

            должны знать:

правила игры в шахматы;шахматные термины

права и обязанности игрока;

иметь представление о истории и происхождении шахмат;

основные понятия о тактике и стратегии.

             должны уметь:

применять указанные знания на практике;

ориентироваться на шахматной доске;

концентрировать внимание, ценить время;

играть в шахматы с удовольствием.

Конечным результатом занятий в шахматном кружке считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике

Особые условия проведения

Возраст 7-14 лет

Материально-техническая база

Кабинет, столы, стулья.

Магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;

Шахматные часы –2 штуки;

Таблицы к различным турнирам;

Раздаточные материалы для тренинга;

Вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

Словарь шахматных терминов;

Комплекты шахматных фигур с досками –10-12 штук.