Экосфера

Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. Формирование гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

преподаватели

Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе  имеет высшее профессиональное образование в области биологии и экологии, владеет информационно-коммуникативными технологиями.

Расписание

Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения необходимых для освоения программы – 36 ч;
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Разновозрастная группа – группа учащихся разных возрастных категорий.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий: 1 год обучения – 36 часов в год;
Режим занятий: Количество занятий: занятие проводится 1 раз в неделю.
Продолжительность: 1 занятие – 45 минут (академический час)
Набор детей в объединение «ЭКОСФЕРА» осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний. Программа не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются все желающие дети разного возраста и пола.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.               Модуль

Раздел 1. Введение в программу. (Теория 1ч., практика 2ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктаж по ПДД.

Теория (1ч.). Цели и задачи занятий в объединении. Организация рабочего места, знакомство с детьми. Выявление теоретической и практической подготовки детей. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материально-техническими средствами. Правила техники безопасности на занятиях. Начальный контроль.

Тема 1.2. Задачи и план работы кружка «ЭКОСФЕРА». Правила поведения учащихся. Практика (2ч.). Игра «Давайте познакомимся»

Раздел 2. Правила заготовки природного материала. (Теория 2ч., практика 8ч.)

Тема 2.1. Изготовление поделок из природного материала.

 Практика (8ч.). Заготовка материала. Технология сбора природного материала, сушка, покрытие, выполнение композиции.

Тема 2.2. «Влияние природы на эмоции человека». «Звуки леса»

Практика (2ч.). «Влияние природы на эмоции человека». «Звуки леса» - викторина с применением мультимедийного оборудования.

Тема 2.3.  Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенние листья»

Практика (2ч.). Сбор информации и природного материала. Технология изготовления гербария.

Тема 2.4 Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников.

Теория (2ч.). Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников. Беседа с применением мультимедийного оборудования.

Тема 2.5. Моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу.

Практика (2ч.). Моделирование «Я создаю заповедник», зарисовка растений, занесённых в Красную книгу. Изучение растений нашего края  занесенных в Красную книгу.

Раздел 3. Экологический  проект  «Наше Подмосковье». (Теория 4ч., практика 4ч.)

Тема 3.1. «Редкие и исчезающие виды растений и животных МО»

Теория (2ч.). «Редкие и исчезающие виды растений и животных МО» - беседа

Тема 3.2. «Их нужно спасти»

Практика (2ч.). конкурс  «Их нужно спасти»

Тема 3.3. «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в  природе, поступки других людей».

Теория (2ч.). «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в  природе, поступки других людей».

Тема 3.4. Подготовка материалов для экологической тропы. Инструктаж по ПДД.

Практика (2ч.). Подготовка материалов для экологической тропы. Инструктаж по ПДД.

Заполнение журнала регистрации инструктажей.

Раздел 4. Музей природы  (Теория 4ч.)

Тема 4.1. Изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.

Практика (2ч.). Изготовление масок птиц, конкурс рисунков, развешивание кормушек.

Тема 4.2. Музей природы на столе «Птицы – наши друзья» беседа «Берегите птиц»

Практика (2ч.). беседа «Берегите птиц».

Раздел 5. Экология нашей местности. Экологические знаки. (Теория 4ч., практ. 2ч.)

Тема 5.1. (2ч.). Составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.

Тема 5.2. (2ч.). Мы - юные исследователи природы. «Природа нашего города». Зелёная аптека.

Тема 5.3. (2ч.). Инструктаж по ПДД. Экскурсия

Раздел 6. Агитационная работа «Живая природа» (Теория 3ч., практика 6ч.)

Тема 6.1. (1ч.). Редкие исчезающие виды животных.

Теория (3ч.). Редкие исчезающие виды животных. Изучение  «Красной Книги»

Тема 6.2  (1ч.). Редкие исчезающие виды животных.

Практика (6ч.). Редкие исчезающие виды животных. Тестирование.

II.      Модуль

Раздел 7. Практическая работа. (Теория 20ч., практика 12ч.)

Тема 5.4. Редкие исчезающие виды животных.

Теория (2ч.).  Редкие исчезающие виды животных. Беседа об исчезающих видах животных и птиц. Просмотр видеоролика.

Практика (1ч.). Редкие исчезающие виды животных. Выступление агитбригады перед обучающимися начального звена.

Тема 5.4. Экологический мониторинг

Теория (2ч.). Экологический мониторинг. Беседа и инструкции проведения. Регистрация участников на сайте опроса.

Практика (1ч.). Экологический мониторинг. Тестирование.

Тема 5.4. «Мой город», «Наш край»

Теория (2ч.). «Мой город», «Наш край». Беседа с просмотром видеороликов.

Практика (1ч.). «Мой город», «Наш край». Выступление агитбригады.

Тема 5.4. Подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.

Теория (2ч.). Подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу. Беседа с просмотром видеороликов.

Практика (1ч.). Подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу. Сбор материала, ведение журнала наблюдений.

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. Формирование гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
• понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
• умение сопереживать всему живому;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• экологического мышления;
• умения и желания активно беречь и защищать природу
Метапредметные:
Обучающийся научится:
• основам экологического сознания детей, экологическому мышлению;
• психическим процессам (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
• Примеры взаимодействия природы и человека;
• Правам и обязанностям граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
• Правилам поведения в природе;
• Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
• Главным особенностям природы своей местности;
• Элементарным мерам охраны окружающей среды и способам поддержания ее чистоты;
Обучающийся получит возможность научиться:
• развивать познавательные и творческие способности, коммуникативному общению.
• совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение – обоснования.
• Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Обучающиеся будут уметь:
• Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
• Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
• Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
• Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Обучающиеся будут знать:
• Как работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния
• Как готовить выступления по этой проблеме;
• Сущность конкретных региональных экологических проблем;
• Как выполнять исследовательские проекты.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь познавательной, проектной и исследовательской деятельности с активным сотрудничеством с социумом. Ребята могут развивать свой творческий потенциал и креативность, создавать экологические трудовые десанты и экологические агитбригады.
Программа «ЭКОСФЕРА» знакомит с элементами таких наук как астрономия, биология, зоология, ОБЖ, география, что непосредственно расширяет кругозор обучающихся. А в следствии, участия обучающихся в воспитательных мероприятиях, экологических акциях и конкурсах – закладывает основы профессиональных умений и навыков и сплачивает коллектив.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Характеристика помещения
• инструкция по правилам поведения в учреждении;
• аптечка в полной комплектации;
• информационный стенд по правилам безопасной работы при проведении физических, химических и других опытов и экспериментов;
• магнитная доска;
• лабораторное оборудование (укрывной материал, стеклянная и пластиковая посуда разного объема, стаканчики, емкости с пищевыми красителями, спиртовая горелка или стеариновая свеча в устойчивом подсвечнике);
• ручные инструменты (щипцы, линейки, бутылки с водой, плоскогубцы, канцелярский нож, доски в качестве подставок);
• шкаф педагога (с возможностью закрывания на ключ);
• шкафы и стеллажи для материалов, книг, моделей;
• раковина. Расходные материалы, необходимые для реализации данной программы: картон, бумага, скотч, клеи, пластилин, краски, карандаши, природный материал(шишки, орехи, семена, ракушки и др.)


Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

п/п наименование Количество на 1 группу
1 Бумага белая 4 упаковки
2 Бумага цветная 40 комплектов
3 Ножницы 40 штук
4 Клей ПВА 40 штук
5 Ежедневники 40 штук
6 Простые карандаши 40 штук
7 Ноутбук 1
8 Проектор 1

 


Информационное обеспечение:
• Использование интернет ресурса;
• Работа с сайтом образовательной организации (результаты тестирований, соревнований, работа с родителями, фото и видео материалы и прочее).

https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/
http://www.sbio.info/
http://www.zin.ru/museum/
https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher#class-work
https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fbiologylib.ru%2Fcatalog%2F
http://www.virtulab.net