Биологический

В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, лабораторные работы, исследовательские методы. Особо важная роль отводится практическим и лабораторным работам, которые позволяют самостоятельно находить ответы на занятиях и являются ценным источником информации, что позволяет развивать метапредметную компетенцию и использовать инновационные технологии.

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 14 - 17 лет.Именно старшеклассники должны обосновывать:роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой   природы,   родство,   общность   происхождения   живых   организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;устанавливать  взаимосвязи  строения  и  функций  молекул,  органоидов  клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;

           

 

 

преподаватели

Черняева Татьяна Викторовна

Содержание программы

Данная программа может быть полезна для формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе. Кроме этого вовлечь школьников в процесс познания живой  природы, заставить  их задуматься  о  тонких  взаимоотношениях  внутри  биоценозов, научить   высказывать свои  мысли  и  отстаивать их – это  основа организации биологического  кружка, т.к. биологическое  образование формирует  у подрастающего  поколения  понимание  жизни  как величайшей  ценности.

Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся школьного возраста, поэтому они без труда усваивают сложные понятия курса.

Цели программы

Развитие познавательных икоммуникативных качеств личности, расширение кругозора, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских

конференциях.

Результат программы

Выявление прогнозируемых результатов проводится в конце учебного года. Оценка результата освоения программы реализуется через беседу обучающихся с педагогом в пределах программы. В результате чего, удается выявить знания, умения и навыки, приобретенные обучаемыми в течение всего курса в целом. Оценивание результативности производится по следующим критериям:

Требования к знаниям и умениям:

• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей,

правил, гипотез;

• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет;

вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы

 (растений, животных, грибов, бактерий);

• сущность     биологических процессов и явлений;

• современную биологическую терминологию и символикупо цитологии, генетике,

 селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей

 нервной деятельности и поведения;

 Учащиеся должны уметь :

• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой   природы,   родство,   общность   происхождения   живых   организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

•устанавливать  взаимосвязи  строения  и  функций  молекул,  органоидов  клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;

•решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

•распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;

•выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

•сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

•определять   принадлежность       биологических         объектов        к определённой

систематической группе (классификация);

•анализировать         влияние         факторов        риска  на        здоровье человека;  

результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

•использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Компетенции и личностные качества, которые могут быть развиты у учащихся  в результате занятий по программе:

·         проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.

·         Наблюдать за живыми организмами,

·         Поставить самостоятельно биологические экспе­рименты

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Занятия по программе проходят в помещении, соответствующем санитарно-техническим нормам работы с учащимися. Кабинет, оснащённый мебелью, которая соответствует требованиям для организации учебного процесса, компьютером с выходом в Интернет (ноутбуком), аудио-видео аппаратурой, учебными плакатами, классной доской с магнитной поверхностью, набором приспособлений для крепления таблиц. В наличии 15 щтук микроскопов, ботанические наборы Расходные материалы: бумага, ручки, карандаши, мел.