Кибербезопасность

Программа носит межпредметный характер и позволяет решить задачи развития у обучающихся научно-исследовательских, технико-технологических и гуманитарных компетенций. 

В ходе освоения программы, обучающиеся получат навыки исследовательской деятельности и анализа информации в интернет-пространстве, научатся обнаруживать источники информации, каналы и способы ее распространения.

Также обучающиеся научатся распознавать опасный и вредный контент, манипулирование сознанием и внушение потенциально опасных идей в интернет-пространстве.

 

преподаватели

Роговец Н.

Содержание программы

1.                  Введение в предмет. Основы медиаграмотности в интернет-пространстве (10 часов).

Задачи:

-        сформировать представление о структуре и типах информации в интернет-пространстве, больших данных;

-        научить применять методы и средства поиска информации в интернет-пространстве (поисковые системы, общедоступные сайты и каталоги).

Содержание.

Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Знакомство с направлением «Кибергигиена». Обзор программных и online-инструментов для обработки и представления информации.

Практические задания:

-        Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. 

-        Эффективный поиск и разработка эффективной презентации. Защита презентации.

-        Создание медиаконтента в интернет-пространстве.

 

2.                  Кибербезопасность в интернет-пространстве (60 часов)

Задачи:

-        обучить основам исследовательской;

-        сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и обработки результатов исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем и системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»;

-        познакомить с основными приемами противодействия негативным явлениям в интернет-пространстве и научить ими пользоваться;

-        сформировать навыки распознавания опасного и вредного контента, явлений манипулирования сознанием, внушения деструктивных идей и вовлечения в социально опасные группы в социальных сетях.

-        развивать аналитические знания, умения и навыки;

-        развивать навык индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание доброжелательной, конструктивной среды в социальных медиа;

-        сформировать у учащихся способность выявлять и критически оценивать источники и каналы распространения информации в интернет-пространстве, определять ее качество;

-        развивать навыки социальной коммуникации в интернет-пространстве и в реальной жизни;

-        сформировать умение работать в коллективе с учетом личностных качеств учащихся, психологических и возрастных особенностей;

-        сформировать культуру позитивного и конструктивного использования интернет-пространства.

Содержание.

Социальные сети и социальные медиа. Проблема лайков. Понятие сбоя системы и синего экрана. Причины. Способы восстановления системы. Понятие социальная группа, сообщество, субкультура, фэндом. Правила сетевого общения. Проблемы утечки данных, приватность, безопасные пароли. Проблема контентных рисков, фишинга и негатива.

Практические задания:

-        Исследование мнений интернет-пользователей с помощью системы «Крибрум».

-        Изучение фейковых сообщений, хакерской деятельности и вредоносного программного обеспечения в сети Интернет и с помощью системы «Крибрум».

-        Анализ с помощью системы «Крибрум» активности участников группы сообщества, связей, поведенческих особенностей, предпочтений и интересов сообщества.

-        Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум».

-        Исследования упоминаний фишинговых сайтов с помощью системы «Крибрум».

 

3.                  Итоговое занятие (2 часа)

Задачи:

-        сформировать у обучающихся способность к успешной самопрезентации и формированию позитивного имиджа в социальных медиа;

-        подведение итогов обучения по программе.

Содержание.

Защита проектов обучающихся.

Практические задания:

-        разработка и защита проекта по выбору обучающихся

a.       создание тематической группы в социальной сети;

b.      открытый мастер-класс по кибербезопасности;

c.       медиаисследование и презентация его результатов;

d.      создание собственной настольной игры или теста по кибербезопасности и медиаграмотности

Цели программы

Формирование и развитие творческих способностей у обучающихся к разностороннему и комплексному анализу информации, размещенной на различных интернет-ресурсах, в интересах безопасного и рационального использования интернет-пространства.

 

Задачи программы:

Образовательные:

-        сформировать представление о структуре и типах информации в интернет-пространстве, больших данных;

-        научить применять методы и средства поиска информации в интернет-пространстве (поисковые системы, общедоступные сайты и каталоги);

-        обучить основам исследовательской деятельности (принципам построения исследования, процедурой и этикой его проведения, количественным и качественным методам обработки полученных данных);

-        сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и обработки результатов исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем, общедоступных средств поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»;

-        познакомить с основными приемами противодействия негативным явлениям в интернет-пространстве и научить ими пользоваться;

-        сформировать навыки распознавания опасного и вредного контента, явлений манипулирования сознанием, внушения деструктивных идей и вовлечения в социально опасные группы в социальных сетях.

 

Развивающие:

-        развивать аналитические знания, умения и навыки;

-        развивать навык индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание доброжелательной, конструктивной среды в социальных медиа;

-        сформировать у учащихся способность выявлять и критически оценивать источники и каналы распространения информации в интернет-пространстве и определять ее качество.

Результат программы

Результативность и способы оценки программы построены на основе компетентностного подхода.

 

Личностные:

-        развить аналитическое, практическое и логическое мышление; 

-        развить самостоятельность и самоорганизацию; 

-        привить умение работать в команде;

-        развить коммуникативные навыки; 

-        научить формировать и поддерживать собственный позитивный имидж в социальных медиа;

-        рационально и безопасно использовать информационные сети.

 

Метапредметные:

-        научить определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

-        научить представлять результаты своей работы окружающим, аргументировать свою позицию; 

-        научить свободно ориентироваться в интернет-пространстве, использовать различные типы источников для решения научно-исследовательских задач;

-        научить ставить цели, планировать свою работу и следовать намеченному плану, критически оценивать достигнутые результаты. 

 

Предметные:

-        научить понимать структуру интернет-пространства; 

-        знать типы источников информации и разновидности контента; 

-        овладеть методологией исследования информации в интернет-пространстве с помощью количественных и качественных методов; 

-        научиться работать с поисковыми системами, общедоступными средствами поиска информации в интернет-пространстве и системой «Крибрум»; 

-        сформировать целостное представление об объекте, ситуации или социальной группе на основе разных источников с применением системы «Крибрум» и без неё; 

-        научить выявлять признаки рискованного и опасного поведения и различных угроз в интернет-пространстве (фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные виды деятельности), уметь идентифицировать их в социальных сетях;

-        сформировать понимание и принятие правил безопасного поведения в интернет-пространстве, рационального использования персональных данных, защиты от вредоносных воздействий.

Особые условия проведения

Программа адресована обучающимся 6 - 10 лет (1-4 класс), в виде знакомства с основами безопасности цифрового пространства, компьютерной грамотности и достижения базового уровня владения ИКТ.

Материально-техническая база

-        учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. 

-        персональные компьютеры (ноутбуки) на каждого обучающегося с программным обеспечением, с минимальными системными требованиями, подключенные к сети Интернет

-        компьютер педагога с более высокими техническими характеристиками, подключенный к сети Интернет

-        экран, проектор (интерактивная панель);

Стоимость

Программа доступна по сертификатам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.