Спортивный туризм

программа направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира. Способствует развитию личности ребенка, помогает приобретению жизненно важных навыков, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития.

преподаватели

Сапрыкин Иван Владимирович - учитель физической культуры и ОБЖ, имеет высшую квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности - 20 лет.

Расписание

Занятия проходят в режиме тренировок, однодневных учебно-тренировочных сборов, участия в соревнованиях, проведения походов. Проводятся занятия по специальной технической и физической подготовке: в лесу, специально оборудованных площадках и залах, по договоренности с другими образовательными учреждениями, и теоретические занятия с аудиторной практикой в учебных помещениях.

Содержание программы

1. Введение. Основы туристской подготовки.
2.Топография и ориентирование

Цели программы

Цель программы: Создание условий для развития мастерства обучающегося в области спортивного туризма и его гармоничное физическое развитие

Результат программы

К концу учебного года дети должны знать:

·                   место и время проведения занятий объединения дополнительно­го образования;

·                   знать опасные и ядовитые растения родного края;

·                   основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;

·          правила дорожного движения;

·                   перспективы развития спортивного туризма в стране, области, горо­де, клубе; 

·            меры личной и общественной профилактики болезней;

·        гимнастические упражнения, подвижные игры, эстафеты, спортивные игры;

·          упражнения, направленные на развитие физических качеств;

·          специфические особенности спортивного туризма;

·           значение морально-волевой подготовки для занятий спортив­ным туризмом;

·        положение о соревнованиях;

·        действия участников в аварийной ситуации;

·        основы безопасности при участии в соревнованиях.

·        географическое положение территории края;

·        климат, основные реки и водоемы;

·        методы и средства развития волевых качеств.

·            знать терминологию изучаемого материала, историю туризма и о туристских возможностях;

Метапредметные результаты:

·     иметь представление о самоконтроле и первой помощи;

·     комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению; владеть основами гигиены туриста, оказывать первую помощь;транспортировать пострадавшего;                                                                                                   

·     соблюдать правила безопасности во время организации и участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях, подвижных и спортивных игр (салки, вышибалы, пионербол, ручной   мяч);

·     владеть элементарными туристско-бытовыми навыками: подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню;

·     владеть приёмами самостраховки, преодолевать естественные и искусственные препятствия: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;

·     различать стороны горизонта, условные знаки спортивных и топографических карт,

·     выработка и устойчивая заинтересованность в изучении культуры и природы России, проблем экологии и охраны природы родного края;

·     от занятий, общения получить удовлетворение потребности познавательной активности;

·     владеть чувством товарищества и взаимовыручки;

·     повысить уровень внимания, наблюдательности, самостоятельности, улучшить память;

·     владеть волевыми качествами: целеустремленность, настойчивость, инициативность ответственность;

·     владеть чувством бережного отношения к природе, окружающему миру, соблюдать экологические требования;

·     владеть знаниями, организаторскими навыками и мотивацией разумной организации досуга;

·     быть общественно активной с твёрдой гражданской позицией личностью и вести здоровый образ жизни.

·     иметь элементарные представления о здоровом образе жизни, стремление

·     владеть устойчивым интересом к систематическим занятиям спортом, туризмом и ориентированием;

·     иметь положительную динамику физического развития;

·     увеличение показателей, совершенствование силы, выносливости, ловкости, скорости, координации;                                                            

·     выполнение нормативов для присвоения 3 юношеского спортивного разряда по видам спорта спортивный туризм и спортивное ориентирование;

·     выработка и наличие устойчивой заинтересованности в туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.

Предметные результаты:

 

·            совместно участвовать в творческих делах;

·            надевать страховочную систему, вязать узлы (прямой, встречный, австрийский проводник, грейпвайн, проводник - восьмёрка, академический, схватывающий узел), бухтовать веревки;

·            уметь жить в коллективе и владеть секретами общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристско-краеведческой деятельности;

·            находить выход из криминальных ситуаций;

·            искать условно заблудившихся в лесу;

·           правильно использовать восстановительные средства (душ, баня, массаж, сон) тренировочного процесса;

·            выполнять упражнения на расширение функциональных возмож­ностей организма;

·            выполнять разминочный комплекс упражнений.

·        соблюдать права и обязанности участников соревнований;

·        выполнять стандартный набор гимнастических упражнений;

·        двигаться без компаса, по солнцу;

·            принимать участие в краеведческих викторинах.

Особые условия проведения

туристское снаряжение из расчета на 15 человек рюкзаки, палатки 2, 3 и 4 местные, тент 3x4, спальные мешки, коврики пенополиуретановые, посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, котлы для приготовления пищи, компаса; специальное снаряжение: основные верёвки, верёвки диаметр 6 мм для вязания узлов, карабины, спусковые устройства, жюмары, блоки, страховочные системы, лыжи; картографический материал: разномасштабные географические и спортивные карты, полигоны для отработки элементов ориентирования;

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо: небольшое помещение для занятий с группой (учебный класс) при наличии: парт, стульев, доски; спортивный зал (для занятий в дождливую погоду) и спортивная площадка с наличием деревьев (диаметр ствола не менее 30 см);подсобное помещение под склад; туристское снаряжение из расчета на 15 человек рюкзаки, палатки 2, 3 и 4 местные, тент 3x4, спальные мешки, коврики пенополиуретановые, посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, котлы для приготовления пищи, компаса; специальное снаряжение: основные верёвки, верёвки диаметр 6 мм для вязания узлов, карабины, спусковые устройства, жюмары, блоки, страховочные системы, лыжи; картографический материал: разномасштабные географические и спортивные карты, полигоны для отработки элементов ориентирования; оборудование контрольных пунктов и средства отметки;  наглядные пособия по топографии, медицине, стенд по туристским узлам; медицинская аптечка, перевязочные средства. Необходимо иметь проектор и персональный компьютер, фотоаппарат и видеокамеру.