Занимательная математика

Программа кружка «Занимательная математика» предназначена для учащихся 9 класса, готовящихся сдавать экзамен по математике в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы и система дополнительного образования, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов за курс основной школы, предлагается программа дополнительного образования по математике «Занимательная математика».

 

Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении          и     углублении     учебного     предмета     (предметная     направленность). Данная программа      расширяет       базовый       курс      математики,      дает      возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.

 

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

 

преподаватели

Кравченко Сергей Геннадьевич

Содержание программы

Тема 1. Выражения и их преобразования (4часа)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приѐмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Проценты в школе и жизни (6 часов)

Понятие процента. История возникновения. Процентные отношения. Работа с тренинговой и рейтинговой таблицами. Проценты в жизненных ситуациях. Применение процентов при решении задач о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Проценты и банковские операции. Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Проценты и задачи оптимизации. Процент отходов.

Тема 3. Модуль и его приложения (6 часов)

Общие сведения:    определение, свойства    модуля,    геометрический    смысл    модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. Линейные уравнения и неравенства, содержащие абсолютную    величину.    Линейное    уравнение,    содержащее абсолютную величину. Алгоритм решения линейного уравнения с модулем. Линейное неравенство с модулем. Алгоритм решения линейного неравенства с модулем. Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Алгоритм решения квадратного уравнения с модулем. Функции, содержащие знак абсолютной величины. Построение графиков функций, содержащих    модуль. Основные приемы построения графиков линейных функций, содержащих      модули.     Построение     графика      квадратичной     функции     с     модулем.

 

5

Преобразование выражений, содержащих модули. Системы уравнений и неравенств, содержащие модуль.

Тема 4. Функции и их графики (8 часов)

Понятие функции. Способы задания функции. Свойства функции. Линейная функция. Свойства линейной функции. График функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чѐтность и нечѐтность. Чтение графиков функций. Геометрический смысл коэффициентов. Функция, задающая прямую пропорциональную зависимость. Построение графиков функций и уравнений. Уравнение прямой, уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Решение систем линейных уравнений. Графический способ решения систем линейных уравнений. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Использование графиков функций для решения систем.

Обратная пропорциональность. Свойства функции. Способы задания функции. Гипербола. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат.

Функция y = x. Свойства функции. Способы задания функции. Решение систем нелинейных уравнений. Графический способ.

Использование графиков функций для решения систем. Примеры решения нелинейных систем. Квадратичная функция. Свойства функции. Три способа построения параболы: с помощью таблицы, по пяти точкам, с помощью выделения полного квадрата и параллельного переноса вдоль осей координат.

Тема 5. Координаты и графики (3 часа)

Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

 

некотором конечном промежутке).

Цели программы

систематизация и углубление знаний, закрепление и освоение умений, необходимых для успешной сдачи ГИА – 9.

Результат программы

Учащийся должен

 

знать/понимать:

существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую наукук необходимости расширения понятия числа;

значение математики как науки;

значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в

3

будущей профессиональной деятельности

 

уметь:

решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть);

работать с задачами в нетипичной постановке условий; работать с тестовыми заданиями;

правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий

 

иметь опыт (в терминах компетентностей): работы в группе, как на занятиях, так и вне,

работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

 

Особые условия проведения

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через

включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера     при     минимальном     расширении     теоретического     материала.     Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету. Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, сказку, кроссворд, решить логическую задачу и др.),      что      позволяет    развивать    у      школьников     логическое    мышление       и пространственное воображение.

Материально-техническая база

            Демоверсия 2018-2019 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru).

 

•          Регламент по итоговой аттестации обучающихся 9 классов по всем предметам можно скачать здесь http://saripkro.ru/itog_att.html

•          Официальный информационный портал поддержки ГИА. информацию           о            проведении  ОГЭ,                о            сроках            сдачи     ОГЭ http://www1.ege.edu.ru/content/view/763/201/


Здесь можно найти и     многое     другое...

 

•          Сайт А.А.Ларинаhttp://alexlarin.net/ege.html

 

•          9 класс. Открытый банк заданий ОГЭ по математике. ОГЭ 2019

 

•          Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/

 

•            «Решу      ОГЭ».      Образовательный      портал      для      подготовки     к      экзамену https://oge.sdamgia.ru/

 

•          Тестирование http://www.mathtest.ru/

 

•          Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.html