Чудеса в пробирке

Программа рассчитана для обучающихся, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Она имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса обучающихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, обобщение. В ходе занятий обучающиеся проводят лабораторные и практические работы и самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку полезных советов». Химический эксперимент даёт возможность формировать у обучающихся специальные, предметные умения: работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор обучающихся.

преподаватели

Киселева Светлана Михайловна

Содержание программы

Содержание программы знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в повседневной жизни: соли, кислоты, щелочи, вещества из которых сделаны посуда, лекарственные препараты, средства бытовой химии, способами домашней химчистки, грамотной утилизации опасных веществ, профессиями химико-биологического профиля, мерами первой медицинской помощи при травмах.

Многие вещества обладают интересной историей и свойствами. Данный курс расширяет кругозор обучающихся, повышает уровень общей культуры, дает химическую картину природы, ориентирует на некоторые профессии, например, связанные с медициной, бытовым обслуживанием, химическим анализом.

  Содержание программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к себе и природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества, в частности на роли химии и биологии в решении этих проблем, развитие науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человечеством.

Цели программы

Цель: обеспечение условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, обеспечение условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей; расширение у учащихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии; обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности; выявление и развитие у обучающихся творческих способно расширение у учащихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии; обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся; обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно- исследовательской) деятельности. 

Результат программы

Личностными результатами изучения курса «Чудеса в пробирке» является формирование следующих умений:

·         в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде;

·         в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве;

·         в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.

Метапредметные результаты:

·         использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;

·         применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

·         использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

·         умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

·         умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

·         использование различных источников для получения химической информации.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

·         описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·         описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;

·         классифицировать изученные объекты и явления;

·         наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции;

·         делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

·         структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере:

·         анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

·         анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя;

Особые условия проведения

Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, постоянный. На обучение принимаются все желающие.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 1 академический час -  45 мин.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

·         отдельное помещение (класс с посадочными местами и столами); занятия проводятся в учебном классе общей площадью 53м2, с посадочными местами для пятнадцати обучающихся;

·         компьютерная техника для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования; применяется персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система.

·         цифровые микроскопы MicroLife ML-12-1.3;

·         авторская программа «Введение в химию» Чернобельской Г.М., и Дементьева  А.И.;

·         натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах.