Волейбол

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Актуальность программы  обусловлена тем, что игра – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. В процессе игры занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Занятия в группе 1-го года обучения дают начальные сведения о спортивной дисциплине и правильной разминке перед занятием физкультурой и спортом, а также многие другие знания, необходимые для занятий любым видом спорта, а самое главное улучшают уровень физического развития занимающихся (без физподготовки ни в одном виде спорта не будет результата), что очень актуально в наше время, когда дети мало двигаются и очень много сидят, в частности,  за компьютером, а некоторые почти не знают подвижных и развивающих игр.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что

волейбол, как командная игра способствует развитию у обучающихся многих весьма ценных качеств и навыков, необходимых им в дальнейшей жизни. Игра учит думать и принимать решение за доли секунды – ведь летящий тебе мяч можно сыграть по-разному. К принятию правильного решения ребенок придет путем многих проб и ошибок, а этот опыт пригодится в жизни.       Все движения в мини-волейболе и пионерболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игра вызывает качественные изменения в двигательном аппарате. Прыжковые игровые действия укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Игровая деятельность способствует совершенствованию всех функций организма. Постоянные упражнения с мячом способствуют улучшению периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве. Подвижные игры развивают реакцию на зрительные и слуховые сигналы. Необходимость многократного выполнения приемов, доведение их до автоматизма требует от обучающегося проявления выносливости, т.е. умения противостоять утомлению. В связи с этим важное значение имеет воспитание волевых качеств, умение заставлять себя продолжать работу с заданной интенсивностью, несмотря на трудности.   

Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоев населения. Учебный год подразделяется на три периода: подготовительный – набираем нужную физическую форму, соревновательный – больше игровых тренировок, соревнований, переходный – предусматривает активный отдых после соревнований, снятие напряженности нервной системы.

преподаватели

Педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное педагогическое образование и знания игры в волейбол, владеть информационно-коммуникативными технологиями.

 

Содержание программы

Дети должны получить теоретические сведения по темам:основные меры безопасности и правила поведения на занятиях; история развития волейбола;правила разминки перед занятием физкультурой и спортом, а также перед игрой в пионербол и мини-волейбол;понятие о спортивном напитке и спортивной дисциплине; правила игры: разметка площадки, расстановка игроков, правила подачи, переход игроков, понятие о 3-х касаниях.

 ОФП (модуль1- 12 ч., модуль 2- 11ч.)1) Общеразвивающие упражнениясеменящий бег, бег с прыжками вверх с замахом рук, бег приставными шагами, спиной вперед, остановки, разбег для нападающего удара в 2 шага,  прыжок с 2-х ног при блокировании, основная стойка волейболиста, стойка волейболиста для нижнего приема, ходьба выпадами,  приседание, передвижение на руках, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжковые упражнения, поднимание туловища.Общеразвивающие упражнения с предметами.2) Упражнения на развитие ловкости: дриблинг одной и двумя руками с продвижением различными способами, броски мяча из-за спины, удержание наклона сидя с мячом в вытянутых руках , сочетание бросков и ловли мяча с перемещением по площадке двух игроков.3) Упражнения на развитие гибкости: перекаты бедра – живот – грудь с прогнутой спиной в положении лёжа на животе , прыжки из упора присев в упор лёжа с прогибанием спины.4) Упражнения на развитие выносливости. Челночный бег. 

Техническая подготовка (модуль1- 10ч., модуль 2- 16ч.)При обучении начинающих техническим элементам игры необходимо начинать с простейших упражнений для овладения основными приемами игры. Для игры в мини-волейбол на начальном этапе достаточно изучения основных стоек и перемещений и нижней подачи, в соответствии с физическими возможностями некоторым игрокам можно разрешить подачу с 3-х метровой или 6-ти метровой отметки, чтобы избежать болезненных психологических ощущений во время игры.

Задача: обучение техническим приемам игры на месте и особенно в движении:игра с мячом одного игрока; игра с мячом двух игроков; нижняя передача мяча на месте и в движении; нижняя подача и прием подачи; основные стойки, разбег в 2 шага для нападающего удара, остановки;ловля, броски и упражнения с мячом для верхней передачи;верхняя передача около сетки;тренировка связующего.

Тактическая подготовка (модуль1- 1ч., модуль 2- 1ч.)Тактика игры в пионербол и мини-волейбол:забросить мяч в пустую зону;сделать две сильных подачи, а затем слабую; выбор места для приема мяча; прием мяча с доводкой связующему в № 3.

Игровые занятия (модуль1- 7ч., модуль 2- 6ч.) Эстафеты, подвижные игры, ловля, броски и передача – игра с нижней подачей, игра в пионербол, игра в мини-волейбол, (используя нижнюю подачу, прием подачи, передачу).Псих-кая подготовка (модуль1- 1ч., модуль 2- 1ч.) Общая психологическая подготовка заключается в формировании умения контролировать свои чувства во время игры – тренируем во время проведения эстафет, подвижных и развивающих игр, а также во время проведения соревнований:дыхание как средство расслабления;похлопывание по ладоням игроков одной команды, как жест взаимопомощи и подбадривания; умение настраиваться на игру перед соревнованиями – мысленно представить себя на соревнованиях, что будешь делать в той или иной ситуации, лечь на скамейку или на пол для расслабления мышц.

Соревновани  (модуль1- 1ч., модуль 2- 2ч)Эстафеты. Товарищеские игры в пионербол и мини-волейбол между командами, равными по силе и возрасту. Следует использовать различные подводящие и волейбольные игры (дети хотят играть) на уменьшенных площадках и с меньшим числом игроков в соревновательных условиях. Соревнования по пионерболу и мини-волейболу.

 

Цели программы

Повышение физической подготовленности подрастающего поколения и привлечение к здоровому образу жизни с помощью игр в пионербол и мини-волейбол, как одной из форм активного отдыха.

Результат программы

В процессе занятий по программе обучающиеся будут знать:

·        правила игры в пионербол и мини-волейбол;

·        правила разминки перед занятием физкультурой и спортом;

·        правила по технике безопасности во время занятий в спортивном зале;

·        подвижные игры.

Будут уметь:

·        играть в пионербол и мини- волейбол;

·        соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (эстафеты, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол);

·        соблюдать правила дорожного движения;

·        соблюдать правила по технике безопасности во время занятий в спортивном зале.

По итогам освоения программы обучающийся приобретет следующие результаты.

Предметные:

·        обучение правилам игры в пионербол и мини-волейбол;

·        обучение техническим и тактическим приемам игр;

·        обучение упражнениям разминки перед занятием физкультурой и перед игрой в мини-волейбол;

·        обучение навыкам регулирования психического состояния;

·        расширение знаний подвижных и развивающих игр.

Личностные:

·        воспитание потребности регулярно заниматься физкультурой;

·        повышение интереса к здоровому образу жизни;

·        воспитание таких ценных качеств характера, как сдержанность, моральная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность;

·        приобретение соревновательного опыта;

·        воспитание волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи.

Метапредметные:

·        укрепление здоровья и закаливание;

·        улучшение физических качеств организма: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести;

·        развитие координационных возможностей;

·        развитие физических качеств в общем плане;

·        появление интереса к игре в волейбол.

Особые условия проведения

В объединение принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача-кардиолога). Зачисление в объединение производится по заявлениям родителей, без отбора. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.    

 Первый год обучения предполагает возможность сменного (не более 50%) состава. Наполняемость группы 1-го года обучения –  15 человек.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходим следующий спортивный инвентарь:

-         волейбольная сетка;

-         волейбольные столбы и мягкая защита на столбы, если таковые  не являются пристенными с целью предупреждения травматизма;

-         волейбольные мячи (количество мячей должно быть равно количеству занимающихся, для работы каждого индивидуально с мячом);

-         набивные мячи (количество мячей должно быть вдвое меньше количества занимающихся);

-         скакалки;

-         теннисные мячи (количество мячей равно половине занимающихся);

-         маты (один или два);

-         баскетбольные щиты;

-         баскетбольные мячи (один или два);

-         тумбы для запрыгивания с  различной высоты (от 50см до 80см)

-         фотоаппарат с видеокамерой;

-         ноутбук и по возможности проектор.