В основе программы лежит научно обоснованный материал, раскрывающий специфику занятий лыжными гонками с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, психологической настроенности ребенка к занятиям спортом. Младшие школьники быстро и хорошо осваивают технические приемы. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
В данной программе содержание и учебное планирование выстроено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью образовательной, тренировочной деятельности (спортивный зал, лыжная база, спортивные пришкольные площадки, стадион), климатическими условиями. Соблюдены дидактические правила «от простого к сложному», ориентирующие выбор и планирование учебного материала на поэтапное его освоение, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
преподаватели
Ершов Григорий Михайлович, учитель физической культуры высшей категории
Содержание программы
1. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта
Инструктаж по ТБ и ПБ. Эволюция лыж о снаряжения лыжника. Освоение терминологии лыжника- спортсмена. Единые правила ухода за лыжным инвентарём. Особенности применения лыжных мазей. Понятие об общефизической и специальной подготовке лыжника—гонщика. Единые Всероссийские квалификационные требования по лыжному спорту.
Крупнейшие международные и всероссийские соревнования лыжников.
2. Психологическая подготовка юного лыжника. Стойка лыжника, развитие координации.
Стойка лыжника. Понятие о чувстве «времени, снега и лыж». Тренинг на формирование и развитие координации движения рук и ног, равновесия, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование на препятствие, перестроение двигательной деятельности. Согласование и дифференцирование параметров движений, сохранение статико-кинетической устойчивости во время движения по снегу.
Практическая работа: занятие на лыжне.
3. Особенности различных лыжных ходов.
Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения высоких спортивных результатов. Особенности скоростного режима при прохождении различных дистанций на соревнованиях. Понятие о разнообразии техник лыжного хода, о торможении и поворотах, о преодолении подъёмов и спусков, об особенностях махов ногами и руками в сочетании со свободным скольжением на лыжах. Физические свойства опорно-двигательного аппарата юного лыжника.
Практическая работа: отработка различных лыжных ходов.
4. Педагогический и врачебный контроль, самоконтроль состояния здоровья обучающихся. Понятие о здоровом образе жизни.
Значение и организация самоконтроля на тренировках, в школе и дома. Понятие о субъективных и объективных критериях самоконтроля, подсчёт ударов пульса. Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Общие гигиенические требования к режиму дня с учётом тренировочных занятий. Значение и способы закаливания. Понятие о здоровом образе жизни.
Практическая работа: самоконтроль состояния здоровья каждого ребёнка.
5. Особенности передвижения на лыжах по пересечённой местности. Подъём и спуск по склонам.
Особенности ступающего и скользящего шага, способы поворота. Движение попеременным двушажным и одновременными ходами. Отличительные особенности техники коньковых и классических способов передвижения на лыжах. Подъём и спуск по склонам.
Игра «Скользи как можно дольше» проводится с целью выработки силы отталкивания, координации движений и быстроты разбега на ровной площадке. Группа на лыжах выстраивается в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки. По сигналу все играющие делают мощный разбег с толчками палками до стартовой отметки, после чего скользят на двух лыжах, стараясь прокатиться как можно дальше без помощи палок. Победителем признаётся проскользивший дальше всех.
Практическая работа: отработка способов передвижения на лыжне.
6.Подготовка и проведение квалификационных соревнований юных лыжников.
Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление
стартового городка, разметка дистанции. Требования к спортивной форме лыжника. Эмблема, номер, другие спортивные
атрибуты. Правила проведения соревнований. Права и обязанности судейской коллегии.
7. Итоговая конференция.
Время проведения конференции согласуется с календарём школьных мероприятий.
Цели программы
Цель: развитие двигательной активности обучающихся, путем вовлечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке, повышение функциональных возможностей организма и совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика.
Результат программы
Результаты обучения (предметные результаты):
Знать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по лыжному спорту;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль: конференция, беседы.
Результаты развития:
Уметь:
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
− планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
− анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
− управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
− технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты воспитания (личностные):
Уметь:
− активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
− проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
− проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
− оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Особые условия проведения
отсутствие медицинских противопоказаний
Материально-техническая база
Материально - технические условия:
1. Спортивный зал с гладким покрытием;
2. Раздевалки для обучающихся;
3. Спортивные костюмы (зимой — шапки, перчатки, ветровки);
4. Лыжный инвентарь (лыжи, крепления, ботинки, палки);
5. Пересеченная местность (для проведения осенних тренировок) и лыжная трасса (в зимний период);