Лыжные гонки 7-10 лет

В основе программы лежит научно обоснованный материал, раскрывающий специфику занятий лыжными гонками с учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, психологической настроенности ребенка к занятиям спортом. Младшие школьники быстро и хорошо осваивают технические приемы. Правильные и рациональные движения сохраняются впоследствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

    В данной программе содержание и учебное планирование выстроено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью образовательной, тренировочной деятельности (спортивный зал, лыжная база, спортивные пришкольные площадки, стадион), климатическими условиями. Соблюдены дидактические правила «от простого к сложному», ориентирующие выбор и планирование учебного материала на поэтапное его освоение, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

преподаватели

Ершов Григорий Михайлович, учитель физической культуры высшей категории

Содержание программы

1. Введение. История возникновения и развития лыжного спорта

Инструктаж по ТБ и ПБ. Эволюция лыж о снаряжения лыжника. Освоение терминологии лыжника- спортсмена. Единые правила ухода за лыжным инвентарём. Особенности применения лыжных мазей. Понятие об общефизической и специальной подготовке лыжника—гонщика. Единые Всероссийские квалификационные требования по лыжному спорту.

Крупнейшие международные и всероссийские соревнования лыжников.

2. Психологическая подготовка юного лыжника. Стойка лыжника, развитие координации.

   Стойка лыжника. Понятие о чувстве «времени, снега и лыж». Тренинг на формирование и развитие координации движения рук и ног, равновесия, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование на препятствие, перестроение двигательной деятельности. Согласование и дифференцирование параметров движений, сохранение статико-кинетической устойчивости во время движения по снегу.

 Практическая работа: занятие на лыжне.

3. Особенности различных лыжных ходов.

  Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения высоких спортивных результатов. Особенности скоростного режима при прохождении различных дистанций на соревнованиях. Понятие о разнообразии техник лыжного хода, о торможении и поворотах, о преодолении подъёмов и спусков, об особенностях махов ногами и руками в сочетании со свободным скольжением на лыжах. Физические свойства опорно-двигательного аппарата юного лыжника.

Практическая работа: отработка различных лыжных ходов.

4. Педагогический и врачебный контроль, самоконтроль состояния здоровья обучающихся. Понятие о здоровом образе жизни.

Значение и организация самоконтроля на тренировках, в школе и дома. Понятие о субъективных и объективных критериях самоконтроля, подсчёт ударов пульса. Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Общие гигиенические требования к режиму дня с учётом тренировочных занятий. Значение и способы закаливания. Понятие о здоровом образе жизни.

Практическая работа: самоконтроль состояния здоровья каждого ребёнка.

5. Особенности передвижения на лыжах по пересечённой местности. Подъём и спуск по склонам.

Особенности ступающего и скользящего шага, способы поворота. Движение попеременным двушажным и одновременными ходами.  Отличительные особенности техники коньковых и классических способов передвижения на лыжах. Подъём и спуск по склонам.

Игра «Скользи как можно дольше» проводится с целью выработки силы отталкивания, координации движений и быстроты разбега на ровной площадке. Группа на лыжах выстраивается в шеренгу, разомкнутую на вытянутые руки. По сигналу все играющие делают мощный разбег с толчками палками до стартовой отметки, после чего скользят на двух лыжах, стараясь прокатиться как можно дальше без помощи палок. Победителем признаётся проскользивший дальше всех.

Практическая работа: отработка способов передвижения на лыжне.

6.Подготовка и проведение квалификационных соревнований юных лыжников.

  Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление

стартового городка, разметка дистанции. Требования к спортивной форме лыжника. Эмблема, номер, другие спортивные

атрибуты. Правила проведения соревнований. Права и обязанности судейской коллегии.

7. Итоговая конференция.

Время проведения конференции согласуется с календарём школьных мероприятий.

Цели программы

Цель: развитие двигательной активности обучающихся, путем вовлечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке, повышение функциональных возможностей организма и совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика.

Результат программы

Результаты обучения (предметные результаты):

Знать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

 – формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;

 – требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);

 – способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– выполнять приемы страховки и самостраховки;

 – выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;

 – выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по лыжному спорту;

 – выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;

 – владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);

 – использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль: конференция, беседы.

Результаты развития:

Уметь:

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

 − планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

 − анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 − управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

 − технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Результаты воспитания (личностные):

Уметь:

− активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

− проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

− проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 − оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Особые условия проведения

 отсутствие медицинских противопоказаний

Материально-техническая база

Материально - технические условия:

1. Спортивный зал с гладким покрытием;

2. Раздевалки для обучающихся;

3. Спортивные костюмы (зимой — шапки, перчатки, ветровки);

4. Лыжный инвентарь (лыжи, крепления, ботинки, палки);

5. Пересеченная местность (для проведения осенних тренировок) и лыжная трасса (в зимний период);