Мир компьютерной графики

Целесообразно в рамках дополнительного образования формировать базовые элементы информационной культуры.

Эффективность обучения основам информационной грамотности зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей разного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности педагога в области воспитания и обучения. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, другие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Данная программа предназначена для вовлечения обучающихся в творческую работу с применением одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для обучающихся данного возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участием ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе: художники-конструкторы, дизайнеры, медицинские работники, разработчики рекламной продукции, фотографы, модельеры и др.

преподаватели

В реализации программы принимает участие педагог , имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы), владеющий базовыми знаниями возрастной и педагогической психологии.

Содержание программы

Раздел 1 "Растровая графика"

Тема 1.Графический редактор Gimp.

Особенности меню. Рабочее поле. Выделение областей изображения. Использование инструментов выделения "Лассо«.

Использование инструментов выделения: «Область», "Волшебная палочка".

Практика 

Практическая работа "Работа с выделенными областями.

Практическая работа "Использование выделения, масштабирование, поворот, искажение".

Тема 2.  Работа со слоями

Понятие слоя. Способы создания слоя. Операции над слоями.

Практика 

Практическая работа "Основы работы со слоями. Особенности работы с многослойными изображениями. Связывание слоёв".

Практическая работа "Коллаж. Работа со слоями".

Тема 3. Цветовые модели

Описание цветовых оттенков на экране монитора и принтера (цветовые модели). Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаш, кисть. Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции.

Практика 

Практическая работа "Рисование и раскрашивание (карандаш, кисти)".

Тема 4.  Инструменты рисования

Использование инструментов рисования: заливка, градиент. Параметры инструментов.

Практика 

Практическая работа "Создание собственного градиента. Применение инструментов: заливка, градиент".

Тема 5.  Фильтры

Фильтры основные сведения, применение. Спецэффекты на слоях: создание тени, ореола, обводка и т.д.

Практика 

Практическая работа "Применение фильтров для имитации различных техник рисования".

Практическая работа "Создание эффектов. Работа с текстом«.

Тема 6.  Методы устранения дефектов с фотографий.

Инструменты «Штамп», «Лечащая кисть», «Перспектива», "Обрезка".

Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную.

Практика 

Практическая работа "Ретуширование фотографий".

Практическая работа "Создание эффектов с фотографиями".

Итоговый проект "Создание коллажа с использованием фильтров"

Цели программы

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий и создание прочного фундамента для последующего образования.

Результат программы

Планируемые результаты.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

· особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

· особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

· методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

· способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

· способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

· методы сжатия графических данных;

· проблемы преобразования форматов графических файлов;

· назначение специализированных программ, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.

· назначение и функции различных графических программ.

Обучающиеся будут уметь:

· создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружно­стей и т.д.);

· выполнять основные операции над объектами (удаление, пере­мещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др-);

· формировать собственные цветовые оттенки в различных цве­товых моделях;

· закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

· работать с контурами объектов;

· создавать рисунки из кривых;

· создавать иллюстрации с использованием методов упорядоче­ния и объединения объектов;

· создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

· выполнять обмен файлами между графическими программами.

· использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.);

· работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений;

· применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов;

· создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

· понимание роли информационных процессов в современном мире;

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· навыки ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;

· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

· владеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

· использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

· использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение;

· научатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

· понимать основные изучаемые понятия: информация, алгоритм, исполнитель, «чёрный ящик», модель – и их свойствах;

· работать в различных графических приложениях, познакомится с понятием интерфейс;

· познакомится с видами компьютерной графики, научится различать различные виды графических объектов;

· безопасному и целесообразному поведению при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Особые условия проведения

Объём и срок освоения программы. Данная программа общим объемом 72 учебных часа рассчитана на 1 год обучения.

Формы обучения очная. (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2),

Особенности организации образовательного процесса

Заниматься по программе может любой ребенок, без предварительной подготовки, без какого-либо отбора и конкурса, имеющий интерес и мотивацию занятиям к данной предметной области. При формировании группы учитывается возраст, ребенка.

В соответствии с индивидуальными учебными планами в объединении, как правило состав групп постоянен и сформирован в группы обучающихся одного возраста, но может пополняться новыми обучающимися.

Наполняемость групп согласно приложению к письму «О методических рекомендациях» Департамента молодежной политики воспитания и социальной детей Министерства образования и науки РФ от 19.10.06г., № 06-1616) и Уставу образовательного учреждения. 1 год обучения – 15 человек.

Режим занятий.

1 год обучения – 72 часа в год.

Количество занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 часа.

Материально-техническая база

Дидактическое и методическое обеспечение

(учебно-методический комплект)

Для реализации программы сформирован учебно-методический комплект, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплект имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

Методические материалы для педагога:

Методические рекомендации, сценарии мероприятий, памятки:

· Сборник диагностических методик для обучающихся.

· Инструкции по технике безопасности:

· Инструктаж о правилах поведения во время занятий.

· Инструкция по технике безопасности при проведении практических и лабораторных работ.

Организационно-методические материалы:

· Перспективный план работы педагога на текущий год.

· Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год.

· Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.

· Положения, письма, приказы организаторов конкурсов и конференций разных уровней по естественно-научной направленности.

Диагностический инструментарий:

· Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе.

· Автор Л.В. Байбородова (Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности).

· Методика диагностики уровня творческой способности обучающихся.

· Автор В.И. Андреева.

· Методика исследований познавательных интересов и склонностей обучающихся. Автор Л.А. Любушкина.

· Анкеты для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий объединения».

Список дидактических материалов.

· Подбор тематических заданий по каждой теме

· Подбор олимпиадных и конкурсных задач по каждой теме

· Подбор разноуровневых заданий по каждой теме

· Конкурс «КИТ» – komkurskit.org

· Конкурс «Инфознайка» – infoznfika.ru

· Конкурс «Я – энциклопедия» – ya-enciklopedia.ru

· Олимпиада Фоксфорд – foxford.ru