Живое слово

Материал основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка.

В дополнительную общеразвивающую программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в "обратном" порядке в целях постепенного погружения в глубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка.

преподаватели

Сарбалинова Наталья Валерьевна

Содержание программы

Модуль I

Раздел 1. Введение в программу. Лингвистика – наука о языке (6 ч.)

Тема 1.1.  Теория (2 ч.). Вводное занятие. Знакомство с детским коллективам и педагогом. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях.  Ознакомительная беседа о лингвистике - науке о языке. Знакомство с планом работы на учебный год. Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система. Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения.

Тема 1.2. Теория (1 ч.). Происхождение языка. Живые и мертвые языки.

Теория 1.3.  Теория (1 ч.). История письма. Предпосылки возникновения письма.

Тема 1.4. Практика (2 ч.). История письма.

Раздел 2. Русский язык в его истории(6 ч.)

Тема 2.1.  Теория (2 ч.). Классификация индоевропейских языков. Русский язык в его

истории. Русский язык в семье славянских языков. Наука о происхождении слов.

Этимологический словарь.

Тема 2.2. Практика (2ч.). Практическая работа с этимологическими словарями.

Тема 2.3. Теория (2 ч.). Наш календарь. Происхождение календарных понятий.

Раздел 3. Язык и культурное наследие (6 ч.)

 

Тема 3.1. Теория (2 ч.).       Письменность и книга на Руси. М.В. Ломоносов и его учение о «трех штилях». По местам М.В. Ломоносова (виртуальная экскурсия).

Тема 3.2. Практика (2 ч.). Словарь А.С. Пушкина. Язык произведений великого классика. Язык произведений великого классика. Работа с произведениями поэта.

Тема 3.3. Практика (2 ч.). В.И. Даль – собиратель русского слова. Словари – сокровищницы языка.

Раздел 4.  Русский язык и современность (14 ч.)

Тема 4.1. Теория (2 ч.). Русский язык и современность. Произношение и ударение.

Тема 4.2. Практика (2 ч.). Произношение имен существительных, прилагательных, глаголов.

Тема 4.3. Теория (2 ч.). Грамматические ошибки и их предупреждение.

Тема 4.4. Практика (2 ч.). Грамматические ошибки и их предупреждение.

Тема 4.5. Теория (2 ч.). Речевые ошибки и их предупреждение.

Тема 4.6. Теория (2 ч.). Стилистические ошибки. Как их избежать?

Тема 4.7. Практика (2 ч.). Игра «Корректор». Работа с текстами.

 

Раздел 5.  О богатстве и разнообразии в русском языке  (4 ч.)

Тема 5.1. Теория (2 ч.). О богатстве и разнообразии в языке. Паронимы.

Тема 5.2. Практика (2 ч.). Русский язык в современную эпоху.

 

Модуль II

Раздел 1.  Фонетика и орфоэпия (6 ч.)

Тема 1.1.  Теория (2 ч.). Уровни языка. Фонетический уровень. Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека.

Тема 1.2. Теория (2 ч.). Гласные и согласные. Фонема. Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция.

Тема 1.3. Практика (2 ч.). Гласные и согласные. Фонема. Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция.

 

Раздел 2.  Словообразование (4 ч.)

Тема 2.1.  Теория (2 ч.). Словообразование. Способы образования слов.

Тема 2.2. Практика (2 ч.). Состав слова Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм.

Раздел 3.  Лексика (14 ч.)

Тема 3.1.  Теория (2 ч.). Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения Многозначные слова – явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Тема 3.2. Теория (2 ч.). Омонимы и похожие на них языковые явления (омофоны, омоформы, омографы). Омонимы, омофоны и омографы в художественной литературе.

Тема 3.3. Теория (2 ч.). Синонимы. Откуда в языке берутся синонимы. Полные и неполные синонимы. Идеографические и стилистические синонимы.

Тема 3.4. Практика (2 ч.). Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Решение задач.

Тема 3.5. Практика (2 ч.). Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Контекстуальные антонимы.

Тема 3.6.  Теория (2 ч.). Исконно русские и иноязычные слова в русском литературном языке. Причины и источники заимствования слов Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Тема 3.7. Теория (2 ч.). Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Устаревшие слов и неологизмы. Их употребление в художественных произведениях.

Раздел 4.  Фразеология (6 ч.)

Тема 4.1.  Теория (2 ч.). Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов

Тема 4.2. Теория (2 ч.). Многозначность и омонимия фразеологизмов.

Тема 4.3. Практика (2 ч.). Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Раздел 5.  Это очень интересно (6 ч.)

Тема 5.1. Теория (3 ч.).  Школьная газета. Из истории журналистики. Этика и психология журналистского общения. Печатные издания и их роль.

Тема 5.1. Практика (3 ч.). Выпуск газеты.

 

Цели программы

показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Результат программы

·           эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·           эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·           чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·           любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·           интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·           интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·           интерес к изучению языка;

·           осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

·           самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·           составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·           работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·           в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

·           перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·           пользоваться словарями, справочниками;

·           осуществлять анализ и синтез;

·           устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

Особые условия проведения

Помещение для проведения занятий просторное, хорошо проветриваемое, с хорошим освещением. Столы рассчитаны на двух человек, но должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся работали, не стесняя друг друга, а педагог мог подойти к каждому ребенку, при этом, не мешая работать другим обучающимся.    

Материально-техническая база

Технические средства обучения

•          кабинет с посадочными местами и столами;

•          компьютер;

•          видеопроектор;

•          интерактивная доска;