Эколучики

Дополнительная общеразвивающая программа «Эколучики» имеет естественнонаучную направленность. Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель педагога помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку.

Соответствовать высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно – экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся оценивать состояние своего здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма, качество окружающей среды по общепринятым методикам. Отдельный блок программы научить учащихся правильно оказывать первую медицинскую помощь людям, попавшим в беду. Занятия кружка предполагают экскурсии в медицинское учреждение, где ребята знакомятся с профессиями врача и медицинской сестры. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня: от школьного до Всероссийского.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ и охраны окружающей среды. Они участвуют в организации и проведении Дней Здоровья, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении мероприятий, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

преподаватели

Тимакова Е.А. - учитель экологии высшей квалификационной категории

Содержание программы

Программа рассчитана для обучающихся 5-8 классов, возрастная группа 10-15 лет, что предполагает строить занятия с учетом психолого-педагогических особенностей каждой возрастной группы. В этот период жизни подросткам необходима помощь в преодолении сформировавшихся личностных затруднений для создания ситуации «успеха» в различной деятельности, в том числе учебной.

Цели программы

формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.

Результат программы

Личностные результаты:

применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; 
проводить анкетирования, социологические опросы.
работать с различными источниками информации.
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
Метапредметные результаты:

объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды. 
объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.
объяснять роль человека в охране растительного и животного мира, в сохранении биоразнообразия.
прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
Предметные результаты:

изучение биологических объектов и процессов: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Особые условия проведения

кабинет экологии

Материально-техническая база

Занятия по программе проходят в помещении, соответствующем санитарно-техническим нормам работы с детьми. Кабинет, оснащённый мебелью, которая соответствует требованиям для организации учебного процесса, компьютером с выходом в Интернет (ноутбуки −3 шт) и для работы с электронными учебными пособиями, для оформления результатов исследования; определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде). необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)