Тико-конструирование

Программа «ТИКО – конструирование» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Темп освоения общеразвивающей программы детьми различного возраста разный, поэтому учебный план и его содержание зависит в основном от возрастной группы. Соответственно учебный план построен с учетом освоения программы и разделен на возрастные группы.

преподаватели

Вылиток Жанна Сергеевна - педагог-психолог, учитель ОБЖ.

Расписание

Занятия по группам. 2 раза в неделю.

Содержание программы

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Содержание учебного плана 1 возрастная группа

Тема №1: «Плоскостное конструирование» (18 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырёхугольник»; сравнительный анализ четырёхугольников.

Практическое задание: конструирование четырёхугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Четырёхугольники»)

Тема №2: «Плоскость и объём» (18 ч)

Теория: понятия «объём», «геометрическое тело», «куб», «развёртка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развёртки.

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).

Тема №3: «Конструирование по собственному замыслу» (16 ч)

Теория: виды конструирования- плоскостное, объёмное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).

Тема №4: «Логический квадрат» (8 ч)

Теория: правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация   занятия «Логический квадрат»)

Тема №5: «Симметрия» (2 ч)

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: исследование - конструирование узоров с помощью чередования 3-4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация   занятия «Узоры и орнаменты»).

Тема №6: «Тематическое конструирование» (10 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир».

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.

Содержание учебного плана 2 возрастная группа

Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (18 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.

Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».

Тема № 2: «Плоскость и объем» (18 ч)

Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).

Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (16 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).

Тема № 4: «Периметр» (4 ч)

Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практическое задание: конструирование выпуклых   и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).

Тема № 5: «Объем» (4 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).

Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».

Тема № 6: «Симметрия» (4 ч)

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.

Цели программы

Создание условий для интеллектуального развития ребёнка через формирование пространственного и логического мышления.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

У обучающихся будут сформированы личностные результаты:

Самостоятельность в принятии правильного решения;
Убеждённость и активность в выборе поставленной цели;
Внимательность и вежливость во взаимоотношениях со сверстниками;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:

· научить изготовлению модулей и их последовательности соединения;

· научить приемам конструирования;

· научить последовательности изготовления конструкции;

· научить работать с инструкционными картами;

· научить техническим приемам и условиям выполнения работ;

· развить моторику и координацию движений рук при работе

· достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.

· рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

· формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

· презентация и защита проекта изделия;

· сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

• Светлое и просторное помещение
• Большие столы (15 штук)
• Стулья (30 штук)
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Тёмные шторы
• Магнитная доска, набор магнитов
• Фотоаппарат
• Конструктор