- Главная
- Направления
- Техническая
- Начальное техническое моделирование
- Тико-конструирование
Тико-конструирование
Программа «ТИКО – конструирование» – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Темп освоения общеразвивающей программы детьми различного возраста разный, поэтому учебный план и его содержание зависит в основном от возрастной группы. Соответственно учебный план построен с учетом освоения программы и разделен на возрастные группы.
преподаватели
Вылиток Жанна Сергеевна - педагог-психолог, учитель ОБЖ.
Расписание
Занятия по группам. 2 раза в неделю.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Содержание учебного плана 1 возрастная группа
Тема №1: «Плоскостное конструирование» (18 ч)
Теория: понятия «многоугольник», «четырёхугольник»; сравнительный анализ четырёхугольников.
Практическое задание: конструирование четырёхугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Четырёхугольники»)
Тема №2: «Плоскость и объём» (18 ч)
Теория: понятия «объём», «геометрическое тело», «куб», «развёртка».
Практическое задание: анализ и конструирование куба из развёртки.
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема №3: «Конструирование по собственному замыслу» (16 ч)
Теория: виды конструирования- плоскостное, объёмное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема №4: «Логический квадрат» (8 ч)
Теория: правила составления логического квадрата.
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Логический квадрат»)
Тема №5: «Симметрия» (2 ч)
Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».
Практическое задание: исследование - конструирование узоров с помощью чередования 3-4 цветов, фигур.
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты»).
Тема №6: «Тематическое конструирование» (10 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир».
Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».
Материалы: конструктор для объёмного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.
Содержание учебного плана 2 возрастная группа
Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (18 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.
Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».
Тема № 2: «Плоскость и объем» (18 ч)
Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».
Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (16 ч)
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема № 4: «Периметр» (4 ч)
Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.
Практическое задание: конструирование выпуклых и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»).
Тема № 5: «Объем» (4 ч)
Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).
Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 6: «Симметрия» (4 ч)
Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Архимед»), иллюстрации.
Цели программы
Создание условий для интеллектуального развития ребёнка через формирование пространственного и логического мышления.
Результат программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:
У обучающихся будут сформированы личностные результаты:
Самостоятельность в принятии правильного решения;
Убеждённость и активность в выборе поставленной цели;
Внимательность и вежливость во взаимоотношениях со сверстниками;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
· научить изготовлению модулей и их последовательности соединения;
· научить приемам конструирования;
· научить последовательности изготовления конструкции;
· научить работать с инструкционными картами;
· научить техническим приемам и условиям выполнения работ;
· развить моторику и координацию движений рук при работе
· достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.
· рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
· формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
· презентация и защита проекта изделия;
· сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
• Светлое и просторное помещение
• Большие столы (15 штук)
• Стулья (30 штук)
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Тёмные шторы
• Магнитная доска, набор магнитов
• Фотоаппарат
• Конструктор