Радиотехника

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радиотехника» имеет техническую направленность, так как  способствует приобщению учащихся к общественно-полезному труду, расширяет их технический кругозор. Уровень сложности – базовый.

 

преподаватели

Блохин Сергей Викторович

Содержание программы

Тема 1. Введение в радиотехнику (12 часов)

Теория: Задачи и примерная программа объединения; литература, рекомендуемая для чтения. Общие вопросы организации работы детей в творческом объединении. Правила поведения в лаборатории. Знакомство с материально-технической базой лаборатории. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока. Оказание первой помощи при электротравме.

Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действии. Гальванический элемент – простейший источник постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники (изоляторы); их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока и сопротивление) и приборы для их измерения: вольтметр,  амперметр, омметр. 10-й Закон Ома и его практическое применение для участка цепи: расчет силы тока в электрической цепи, падение напряжения на участке цепи, сопротивление участка цепи.

 Устройство и принцип действия микрофона, электромагнитного головного телефона, динамической головки  прямого излучения. Преобразование звуковых колебаний в электрические колебания звуковой частоты и наоборот. Простейший телефон для двухсторонней связи. Условные графические изображения и буквенно-цифровые обозначения радиодеталей и устройств на принципиальных электрических схемах. Проводное радиовещание.

Практика: Выполнение опытов.

Тема 2. Пайка и приемы монтажа с помощью инструментов. (12 часов)

Теория: Ознакомление с монтажными инструментами, со способами соединения радиоэлектронных деталей и материалов. Разъяснение безопасных методов работы со специальным инструментом.

 Способы холодной и горячей спайки радиодеталей. Электрический паяльник: устройство, напряжение источника питания, потребляемая мощность, подготовка рабочей части, степень нагрева. Припои и флюсы, применяемые при монтаже радиоаппаратуры. Формовка (изгибание) и монтаж радиодеталей на пустотелых заклепках, на пробочных стойках. Понятие о печатном монтаже и его применении.

 Правила безопасности труда при работе электропаяльником, слесарным и монтажным  инструментом. Макетная панель (возможная конструкция).Изучение графического изображения  электро- и радиотехнических элементов. Рассмотрение различных вариантов применения печатных плат. Способы соединения радиодеталей навесным монтажом.

 Изучение радиоизмерительных приборов, индикаторов, пробников. Пробники, содержащие транзисторы или головные телефоны с гальваническими элементами для проверки электрических контактов, обмоток контурных катушек и трансформаторов, диодов, транзисторов. Конденсаторы, мультивибраторы как источники электрических сигналов для проверки работоспособности приемников, усилителей ЗЧ; пользование ими. Простейший омметр: схема источника питания, подбор стрелочного индикатора, дополнительных резисторов, возможная конструкция, градуировка шкал. Омметр и пользование им.

Практика: Выполнение радио-монтажных работ с применением специальных инструментов. Соединение радиодеталей по методу холодной спайки. Соединение радиодеталей по методу горячей спайки. Работа с паяльником, в том числе с паяльной станцией.

 Проведение работ по измерению радиотехнических параметров при помощи измерительных приборов. Проверка сопротивление, напряжения, силы электрического тока.

 Проверка монтажа  усилителей по принципиальной схеме. Вычерчивание принципиальных схем, обработанных вариантов детекторного приемника, графиков, иллюстрирующих электрические процессы в его цепях.

Тема 3. Радиотехнические устройства на полупроводниковых приборах. (47 часов)

Теория: Простейший радиоприемник. Структурная схема радиовещательного тракта: микрофон, усилитель звуковой частоты, задающий генератор передатчика, усилитель мощности, излучающая антенна, приемное устройство. 

 Радиовещательные диапазоны СВ и ДВ и соответствующие им радиочастоты. Принципиальная схема простейшего детекторного приемника. Назначение антенны и заземления.  Колебательный контур с настройкой и конденсатором переменной емкости. Головной телефон – преобразователь низкочастотной  составляющей продетектированного сигнала в звук. Функция конденсатора, блокирующего головной телефон. Возможные неисправности в цепях простейшего радиоприемника, способы их обнаружения и устранения.

Практика: Вычерчивание схем пробников простейших измерительных приборов. Подбор деталей и монтаж пробника простейшего омметра для индивидуального пользования. Вычерчивание принципиальных схем приемников, в том числе с внутренними магнитными антеннами, с головными телефонами, динамическими головками прямого усиления на выходе. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат. Макетирование, монтаж, испытание и налаживание приемников (индивидуально, в зависимости от сложности приемников, наличия деталей, интересов и подготовленности детей). Подбор или изготовление футляров для законченных конструкций.

Цели программы

создание условий для формирования у учащихся интереса к  радиоэлектронике, развития творческих и политехнических способностей, а также формирования у них умений и навыков конструкторской, рационализаторской деятельности.

Результат программы

По  окончании  обучения дети должны знать:

—  правила безопасности при работе с электроприборами, паяльниками;

—  основные радиоэлементы, области их применения;

—  конструктивные особенности различных моделей и механизмов;

—  компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

—  конструктивные особенности различных радиоэлектронных устройств;

По окончании обучения дети  должны уметь:

—  измерять параметры электрических схем;

—  читать и понимать электрические схемы;

—  подключать датчики, настраивать регистрацию данных с различных портов;

—  настраивать  параметры команд и  датчиков;

—  создавать и описывать творческие и исследовательские проекты;

—  работать в паре и распределять обязанности самостоятельно.

 

Результатами  обучения  по  программе  «Радиототехника»  является формирование  предметных, личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

Предметные результаты

В результате работы по программе обучающиеся научатся:

- работать с литературой, журналами, Интернет-ресурсами (изучать и обрабатывать информацию);

- самостоятельно решать технические задачи в процессе монтажа и изготовление радиоэлектронных устройств (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов);

- создавать действующие устройства электрических принципиальных схем;

- с помощью компьютерной   программы создать 3D модель и распечатать с помощью принтера;

 

Личностные результаты:

—  осваивать  новые  социальные  роли  и  правила,  учиться  критически  осмысливать

чужое и своё поведение;

—  развивать любознательность, внимательность, настойчивость, целеустремленность;

—  развивать нестандартность мышления;

—  воспитать чувство справедливости и ответственности.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УД:

—  проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

—  определять, различать и называть детали, механизмы, схемы устройств;

—  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

—  сравнивать модели  по заданным или самостоятельно определённым критериям;

—  осуществлять поиск информации.

Регулятивные УД:

—  определять  цель,  проблему  в  деятельности:  учебной  и  жизненно-практической  (в

том числе в своих проектах);

—  выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

—  адекватно  воспринимать оценку учителя  выполнять по необходимости  коррекции

замысла;

—  планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.

Коммуникативные УД: —  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

—  выслушивать собеседника и вести диалог;

—  владеть монологической и диалогической формами речи;

—  идти на взаимные уступки в разных ситуациях;

—  аргументировать свою точку зрения.

Материально-техническая база

    Для реализации программы необходимы:

-  компьютерный  класс с  хорошим  освещением,  оборудованный  столам  и  стульями, компьютерами, рабочие места для пайки, монтажа радиоэлементов;

- комплект приборов: генераторы, осциллограф, источники питания, вольтметры, омметры, мультиметры;

- 3D принтер.