Дорогами краеведа

Реализация программы заключается в следовании следующим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения  единства целей и принципов;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты; 

-  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения –  лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования , экскурсии и исследовательские поездки.

 

преподаватели

Игнатова Светлана Анатольевна

Содержание программы

Раздел 1.(7 часов)

Цели и задачи кружка «Дорогами краеведа». Методика проведения экскурсии: методика показа и методика рассказа. Система задач и требований. Экскурсия по памятным местам д.Назарьево, д.Смолино и другим памятным местам (обелиски, памятники, скверы, памятные доски).

Раздел 2. Методика экскурсоведения (9 часов)

Особенности классификации методических приёмов. Методические приёмы показа, осмотра, воссоздания . Типы и виды музеев. Школьные музеи, их профили и задачи.

Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы музея (6 часов)

Знакомство с теоритическими понятиями «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд». Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий: Обзорная, тематическая, игровая. Составление текста и маршрута экскурсии.

Раздел 4.Фонды музея (17 часов )

История экспонатов.  Вещественные экспонаты. Фотоэкспонаты. Письменные  источники. Учёт фондов. Инвентарная книга.

Раздел 5. Сбор материала для ведения экскурсий (9 часов)

Где и как собирать материалы для музея. Где и как собирать материалы для ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. Подготовка материала для школьной газеты о героях района. Многообразие, используемых экскурсоводом источников информации при создании экскурсии. 

Раздел 6. Требования к экскурсоводу (10 часов)

Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Искусство принимать гостей. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. Что такое ораторское искусство.

Раздел 7. Основные требования к экскурсии (13 часов)

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Содержание экскурсии, экспонаты. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Обсуждение и анализ проведённых экскурсий. Как подготовить проект.

 

Цели программы

воспитание гражданина России, патриота своей родины, знающего и любящего свой край и город,   желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

 

Результат программы

Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей ближайших деревень, города Наро-Фоминска, района. Итогом года является организация экскурсий по «Залу Боевой Славы», музейные уроки, продолжаются сборы материала для оформления музейных экспозиций. Обучающиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют и проводят экскурсии, занимаются поисково-исследовательской деятельностью). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого обучающегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы. Предполагается, что обучающиеся научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития области и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Создание выставки, посвящённой боевому прошлому ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинов интернационалистов, проживающих и проживавших в городе и районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Особые условия проведения

Набор детей свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей. Наполняемость группы – 20 человек, которая комплектуется из разновозрастных детей, где занимаются одновременно и мальчики, и девочки.

Занятия проводятся в виде бесед, лекций, экскурсий, работы в архивах, конференций, уроков, работы с документами, исследовательской деятельности

Материально-техническая база

компьютер, проектор, интерактивная доска.