Час досуга

Данная программа адресована детям 7-11 лет, проявившим интерес к полезному досугу и участию в мероприятиях по досуговой программе. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими и свою неповторимость. В этот период жизни необходима помощь в преодолении сформировавшихся личностных затруднений для создания ситуации «успеха» в различной деятельности.

Оценка знаний и умений производится в течение года по рейтингу участия в турнирах, конференциях, фестивалях, соревнованиях различных уровней (образовательной организации, муниципального, регионального, федерального).

При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

Применяются следующие методы и формы воспитания:

Метод формирования сознания

Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях. 

Метод стимулирования деятельности и поведения

 

Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.

Вся работа с детьми и подростками строится на  принципах воспитания:

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, СЮН, общественных организаций, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.

Традиционными в этом отношении являются:

- ежегодные досуговые мероприятия внутри объединений станции юннатов (праздник «Посвящение в юннаты», праздник «Дачный винегрет», «День птиц». Участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, беседы, акции и др.);

-праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для учащихся объединения «Экологи» и их родителей («Я люблю тебя Россия», День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, «День Победы» др.);

- конкурсные, игровые программы для учащихся объединения.

В реализации программы принимают непосредственное участие учащиеся станции юных натуралистов.

При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность учащихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и учащимися, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к учащимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.

Педагоги

Реализацию программы осуществляют педагоги дополнительного образования, имеющий педагогическое образование.

Городничева Валерия Сергеевна - учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня.

Мельникова Наталья Александровна - учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня.

Лежакина Татьяна Николаевна - учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня.

Кукоба марина Николаевна - учитель иностранного языка, воспитатель группы продленного дня.

Сентябова Ирина Владимировна - учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня.

Тихонова Марина Сергеевна  - учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня.

Содержание программы

 

I.                  Модуль

Раздел 1.Мир вокруг нас. Вводные занятия. (8 ч).

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория (2 ч.). Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (2 ч.). Инструктаж по технике безопасности.

Тема 3. Безопасность дорожного движения

Теория (4 ч.). Безопасность дорожного движения.

Раздел 2. Души прекрасный мир

Тема 1. «Золотые правила» общения: знаем – повторим, не знаем – узнаем

Теория (1 ч.).

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий.

Тема 2. Россия – Родина моя! Мультипликационное путешествие по России

Практика (6 ч.). Выполнение практических заданий.

Раздел 3. Город, в котором я живу (8ч).

Тема 1. Городской пейзаж. Школа, школьный двор.

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему городской пейзаж, школа, школьный двор.

Тема 2. Сельский пейзаж. Сельскохозяйственные постройки.

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему сельский пейзаж, сельскохозяйственные постройки.

Раздел 4. Здоровые привычки и навыки (8 ч).

Тема 1. Активная жизнь.

Практика (8 ч.). Функции двигательной активности. Составляющие хорошей физической формы. Выбор программы упражнений и ее реализация. Оформление стенда.

I.                   Модуль

 

Раздел 1. Удивительное  рядом. (12 ч).

Тема 1. Мир растений

Практика (6 ч.). Выполнение практических заданий на тему растительный мир лесов, пустынь, степей.

Тема 2. Животные лесов, пустынь, степей.

Практика (6 ч.). Выполнение практических заданий на тему дикие животные, животные лесов, пустынь, степей.

Раздел 2. Знаменательные события и памятные даты (14 ч)

Тема 1. Здравствуй, зима!

Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий на тему Здравствуй, зима!

Тема 2. День защитника отечества

Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий на тему День защитника отечества.

Тема 3. Мой подарок ветерану

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему мой подарок ветерану

Тема 4. В мире фантастики.

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему в мире фантастики.

Тема 5. Подарок для мамы.

Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий на тему подарок для мамы.

Раздел 3. Говорим душевно (10 ч).

Тема 1. Никто не забыт и ничто не забыто

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему Никто не забыт и ничто не забыто.

Тема 2. Известные люди России, моего города

Практика (4 ч.). Выполнение практических заданий на тему известные люди России, моего города.

Тема 3. Я мыслю – значит, существую (2 ч).

Практика (2 ч.). Участие в проектной деятельности.

Цели программы

Цель

Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по досуговой программе «Час досуга».

Задачи

·  Разработать и реализовать дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся;

·  Воспитание экологической культуры учащихся;

·  Пропаганда экологических знаний среди населения города;

·  Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;

·  Развитие физических и умственных способностей, обучающихся;

·  Сплочение учащихся станции через совместную досуговую деятельность;

·  Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, страны;

·  Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

·  Популяризация семейного досуга;

·  Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Результат программы

Личностные результаты

Обучающийся должен:

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

•оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

•оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

•анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

•оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

•выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные результаты

Обучающийся должен:

•ориентироваться в пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

•самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях;

•ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

•сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

•определять план выполнения заданий; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим действия.

Особые условия проведения

Технические средства обучения

·        кабинет с посадочными местами и столами;

·        компьютер;

·        видеопроектор;

·        интерактивная доска;

·        док. камера;

Помещение для проведения занятий просторное, хорошо проветриваемое, с хорошим освещением. Столы рассчитаны на двух человек, но должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся работали, не стесняя друг друга, а педагог мог подойти к каждому ребенку, при этом, не мешая работать другим обучающимся.

Материально-техническая база

Технические средства обучения

·        кабинет с посадочными местами и столами;

·        компьютер;

·        видеопроектор;

·        интерактивная доска;

·        док. камера;

Помещение для проведения занятий просторное, хорошо проветриваемое, с хорошим освещением. Столы рассчитаны на двух человек, но должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся работали, не стесняя друг друга, а педагог мог подойти к каждому ребенку, при этом, не мешая работать другим обучающимся.