Эмоциональный интеллект ребёнка (отд. «Планерная»)

Представленная нами программа психопрофилактических развивающих
занятий (уроков) по психологии в начальной школе в своей теоретической
основе опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В.
Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Ввиду особой
значимости концепции психологического здоровья для раскрытия содержания
данной программы остановимся на ней подробнее. Под психологическим
здоровьем И.В. Дубровина понимает прежде всего психологические аспекты
психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и
находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Она
подчеркивает особое отношение психологического здоровья к духовности — к
полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные
ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у личности нет
этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того,
И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье основано на
полноценном и сохранном психическом здоровье. По мнению О.В. Хухлаевой,
психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность
психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между
потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации
личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны,
является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных,
социальных и культурных ролей, а с другой — обеспечивает личности
возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни. К тому же
психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое
является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии
здоровья, и психосоматической медицины. В отличие от психического здоровья,
подразумевающего отсутствие патологических симптомов у человека,
психологическое здоровье, напротив, предполагает наличие определенных
личностных характеристик. Примерный «портрет» психологически здорового
человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность,
жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и
интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к
миру, стрессоустоичивость, способность приспосабливаться как к
благоприятным, так и неблагоприятным условиям среды. 

Цели программы