«Развивайка»

      Программа «Развивайка» разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. При разработке программы использованы материалы из методик В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко.

      Обучение детей проходит с января по май. В мае подводятся итоги работы, определяется соответствие уровня речевого развития детей требованиям данной программы.

      Программой предусмотрено проведение индивидуальных консультаций для родителей и показа открытого занятия в конце учебного года.

преподаватели

Гуськова Елена Вячеславовна 

Содержание программы

Тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

Темы занятий:

  1. Развитие общего внимания и понимания речи
  2. Формирование понятий о действии и предмете (вопросы кто? что? что делает?)
  3. Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
  4. Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У
  5. Согласование существительного и глагола в числе
  6. Составление 3-словных предложений. Понятия «слово», «предложение»
  7. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию
  8. Согласование местоимений мой, моя, моё  с существительными
  9. Составление рассказа по демонстрируемому действию
  10. Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе
  11. Пересказ рассказа с использованием предметных картинок
  12. Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе
  13. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
  14. Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе
  15. Дифференциация предлогов НА и ПОД
  16. Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом О
  17. Согласование прилагательного с существительным в роде
  18. Итоговое занятие

 

Цели программы

Развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Результат программы

·        четко дифференцировать все изученные звуки;

·        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·        находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·        различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

·        овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чте­нии стихов.

 

Особые условия проведения

     Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор¬мировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
     Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Специальные игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.

Материально-техническая база

Учебно-методическое обеспечение

1.  Т.Б. Филичева, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста», 1991.

2.  Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей», 1998.

3.  С.Е. Большакова «Работа логопеда с дошкольниками. Игры и упражнения», 1996.

4.  О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», 2000.

5.  В.С. Володина «Альбом по развитию речи», 2006.

6.  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», 2007.

7.  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация шипящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», 2008.

8.  Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями», 2009.

9.  О.С. Гомзяк  «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе», 2011.

10.  О.С. Гомзяк  «Говорим правильно в 5-6 лет.  Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы», 2011.

11.  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков».

12.   Н.В. Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи».

      Оборудование:

1. Настенное зеркало для логопедических занятий.

2. Зеркала для индивидуальной работы.

3. Настольные игры, игрушки, конструкторы.

4. Магнитная доска.

5. Столы детские.

6. Стулья.

7. Компьютер.

Видео