Вселенная: далекая и близкая

У любознательных школьников возникает потребность в астрономическом образовании и
очень важно удовлетворить их интерес, т.к. астрономия является важной, неотъемлемой
частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное
представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях,
привлечь внимание к красоте мироздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных
наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас
мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. В последнее
время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших
наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на
занятиях современных сведений по астрономии.

преподаватели

Филиппова О.В.

Содержание программы

1. Человек открывает Вселенную
Астрономия наших древних предков. Астрономия древних цивилизаций. Клавдий
Птолемей – создатель теории неба. Остановивший Солнце, сдвинувший Землю» - Николай
Коперник. Иоганн Кеплер, Ньютон – создатели модели Солнечной системы.
Вильям Гершель – основоположник звездной астрономии.
2. Астрономические наблюдения
Редкие и необычные явления на небе. Любоваться или наблюдать? Что и как
наблюдать на небе. Глаз – основной инструмент наблюдателя. Обсерватория.
Астрономические наблюдения в телескоп. Знакомство с устройством телескопа.
Телескопы в астрономии. Наблюдение вечернего неба.
3. Основы практической астрономии
Созвездия суточное движение светил небесная небесная сфера, важные круги и точки на
небесной сфере Старинная армиллярная сфера. Подвижная карта звездного неба. Карты и
атласы звездного неба, каталоги. Общие сведения о созвездиях, история современных
созвездий, имена обозначения звезд. Замечательные созвездия средних широт Северного
полушария неба. Блеск звезд. 20 самых ярких звезд. Небесные координаты и их связь с
земными координатами. Звездное небо четырех сезонов в средних широтах Северного
полушария. Созвездия Южного полушария. Сообщения и презентации по теме. Атлас
созвездий Яна Гевелия. Понятие эклиптики, плоскости эклиптики, углы наклона
планет к плоскости эклиптики, точки весеннего и осеннего равноденствия. Понятие
фаз Луны, новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и
синодический месяц. Условия наступления затмений, виды затмений природе, древние
календари, лунный календарь, лунно-солнечный и солнечный календари, их достоинства и
недостатки, современный календарь (сообщения и Законы движения планет - законы
Кеплера, общие сведения о планетарных орбитах и их точках.
4. Среди звезд и Галактик
Основные сведения о звездах, цвет, температура звезд, расстояние до звезд,
классификация звезд, спектральные характеристики звезд, термоядерные реакции в недрах
звезд. Солнце ближайшая звезда. Рождение, жизнь и смерть звезды, звездные пары,
двойные звезды Цефеиды и мериды: общие сведения история открытий, свойства цефеид,
примеры переменных звезд, кривая блеска. Общие сведения об объектах, свойства
черных дыр, обнаружение черных дыр черные дыры звездных масс, сверхмассивные
черные дыры.
5. Солнечная система
Общие сведения о планетах Солнечной системы, структура Солнечной системы,
классификация планет, астрономические единицы, сравнительные размеры планет и
10
Солнца, планеты земной группы и планеты-гиганты, сравнительная характеристика планет.
Естественный спутник Земли, теории происхождения Луны, общие сведения о Луне,
лунная карта, поверхность Луны, внутреннее строение Луны, лунотрясения, минералогия.
Астероиды, кометы, метеорные потоки, метеориты: общие сведения и классификация о
малых телах Солнечной системы, строение и происхождение, отличия астероида от комет,
защита от астероидной опасности, движение и орбиты комет, наиболее известные
астероиды, кометы и метеориты, метеорные потоки, загадка Тунгусского метеорита.
6. Итоговое повторение
Участие в итоговой проверке полученных знаний. Итоговое тестирование, защита проектов.

Цели программы

дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для
развития мотивации к ее дальнейшему изучению, удовлетворить интерес учащихся к науке о
звездном небе, показать учащимся картину мирового пространства и происходящих в нем
удивительных явлений и тайнах Вселенной.

Результат программы

Личностные:
- знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
- осознание личной ответственности за нашу планету;
- развитие любознательности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и в сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной
деятельности.
Метапредметные:
- умение работать с разными источниками информации;
- составлять рассказы, сообщения, используя результаты наблюдений, материал
дополнительной литературы;
5
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы,
наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи,
планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- что изучает астрономия,
- общие сведения о созвездиях,
- яркие звёзды созвездия Большая Медведица,
- строение Солнечной системы, Галактики и Вселенной,
- основные элементы небесной сферы, небесный экватор и меридиан, плоскость горизонта;
- единицы измерения расстояний в Солнечной Системе,
- общие сведения о звёздах,
- астрономические основы измерения времени,
- лунные фазы,
- как проводить астрономические наблюдения,
- элементы планетных орбит,
- классификацию планет,
- виды телескопов.
Обучающиеся будут уметь:
- работать с картами и глобусами звездного неба,
- находить в планетарии самые известные созвездия,
- находить основные созвездия Северного полушария;
- ориентироваться по Полярной звезде.

Материально-техническая база

обзор тематической информации; карты звездного неба; видео-, фото- и компьютерные
материалы по астрономии; оформление заметок в школьную газету «Отражение»; банк
данных (разработки занятий и лекций, беседы для уч-ся, разработки внеклассных
мероприятий); контрольные тесты.