Я - лидер!


Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Актуальность программы в том, что в рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль и место в обществе.
К тому же реалии современного общества таковы, что в настоящее время созрела проблема агрессивности детской среды, когда у подрастающего поколения нет навыков сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтах

Отличительные особенности программы:
Программа « Я - лидер» предполагает подготовку подростков для работы в органе школьного самоуправления.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Содержание программы «Я - Лидер» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

Возрастные особенности детей:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 13 до 17 лет.

преподаватели

Енютина Наталья Алексеевна  - психолог

Содержание программы


Вводное занятие
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.
Практическая деятельность: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием.
Формула успеха.
Теоретические знания: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Практическая деятельность: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг «Я - лидер».
Организаторская техника лидера.
Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера.
Практическая деятельность: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
Основные приемы формирования команды.
Теоретические знания: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов.
Практическая деятельность: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации.  Практикум «Как вести за собой». 
Школьное самоуправление.
Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.
Практическая деятельность: разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки. Мастер-класс «Детская организация сегодня».
Программы деятельности ДОО
Теоретические знания: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.
Практическая деятельность: Разработка собственной программы деятельности.
Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности
Теоретические знания: Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.
Практическая деятельность: Практикум «В копилку лидера». Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг «Мой первый сценарий»
Психология общения.
Теоретические знания: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.
Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах. Игры – поединки. Игры на взаимодействие сплочение команды. Тренинг «Развитие коммуникативных навыков».
Конфликтная компетентность.
Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликтный человек. Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.
Практическая деятельность: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг «Разрешение конфликтов».
Портфолио лидера
Теоретические знания: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.
Игровое моделирование действительности
Теоретические знания: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры.  Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи. Деловая игра как форма жизнедеятельности в детской общественной организации.
Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».
Здоровый образ жизни.
Теоретические знания: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек»
Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.
Участие в конкурсах, мероприятиях
Теоретические знания: Школьные конкурсы. Р
Практическая деятельность: Подготовка и участие.
Итоговое занятие
Теоретические знания: Подведение итогов за год.
Практическая деятельность: Тестирование. Коллективно-творческое дело.

 

Цели программы

Цель: выявление, стимулирование и подготовка лидеров школы, через вовлечение их в различные интересные дела; подготовка лидеров  для руководящей работы в детском общественном объединении школы.

Результат программы

Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

 

Оборудование
Учебный класс
Канцтовары
Аудио-видеоаппаратура
Компьютер, медиапроектор
Столы, стулья
Методическое обеспечение
Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)