Финансовая грамотность

   В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

   Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

Педагоги

Попова Юлия Николаевна

Содержание программы

Тема 1. Управление денежными средствами семьи.

Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.

Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

Тема 5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.

Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения.

Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

Цели программы

  Цель программы: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Результат программы

Учащийся будет знать:

предметный уровень:

- историю происхождения денег; источники денежных средств семьи;

- что такое банковская система; функции Центрального банка РФ; условия банковских вкладов;

- что такое ценные бумаги, фондовый рынок, инвестирование;

- что такое налоги, виды налогов, ответственность за неуплату налогов;

- что такое страхование, страховой рынок России;

- что такое финансовая пирамида и виртуальные ловушки;

- принципы формирования пенсии; возможности формирования пенсионных накоплений.

метапредметный уровень:

- основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- отдельные экономические термины;

- приёмы работы с экономической информацией.

Учащийся будет уметь:

предметный уровень:

- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;

- уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

- рассчитывать уровень доходности по инвестициям;

- понимать содержание договора страхования, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;

- влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

метапредметный уровень:

- пользоваться личным кабинетом на сайтах налоговой инспекции, различных банков и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, рассчитывать сумму налогов к уплате;

- анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

- осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

- сформировать коммуникативной компетенции.

Особые условия проведения

Адресат программы - программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 13 до 16 лет.

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.

2. Информационный стенд для учащихся.

3. Оборудование:

- столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;

- указка;

- персональный компьютер;

- LCD - панель;

- цифровой фотоаппарат;

- проектор;

- 5 ноутбуков на учебную группу;

- принтер;

- сканер;

- ксерокс;

- доступ к Интернет;

- флеш-накопители для записи результатов занятий.

4. Раздаточный материал:

- рабочие тетради;

- буклеты к занятиям;

- карточки с заданиями;

- статьи;

- памятки;

- бланки тестов;

- рекомендации.

5. Канцелярские товары:

- бумага для печати формата А4;

- шариковые ручки;

- маркеры;

- фломастеры;

- ватман;

- цветная бумага;

- картон;

- конверты;

- папки-скоросшиватели с файлами (для каждого обучающегося).