Интеллектуальный клуб

Программа имеет социально-педагогическую направленность. 

Познавательные задачи строятся на интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности.
Задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от частично-поисковых к творческим.
С годами обучения программный материал усложняется.
Ведется непрерывность обучения и воспитания.
Учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся, так как перегрузка снижает интерес к занятиям и эффективность обучения.

Новизна программы:

Новые методики преподавания:

Основная идея состоит в том, что большую часть материала дети не просто учат и запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. На занятиях  формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Новые технологии в проведении занятий:

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому, чтобы занятия был интересны детям, необходимо проводить их на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии (мультимедиа, интернет) и оборудование (ноутбук, компьютер, модем). При этом можно использовать такие формы проведения занятий, как: мультмедийная викторина, видеоопрос, видеоурок, презентации и т.д.

Нововведения в формах диагностики и подведения итогов:

С целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку в качестве методов диагностики учебных результатов и личностного развития используются анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии.

 

Актуальность программы

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным способом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании.

 
Педагогическая целесообразность программы.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения в школе. Развивающее обучение – это обучение при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия. Занятия в объединении опираются на положения развивающего обучения.

Видами познавательной деятельности на занятиях избраны игровые модели. Программа составлена по принципу имитации разнообразных интеллектуальных игр.

 

преподаватели

Семёнова Наталья Леонидовна

Содержание программы

  1. Вводное занятие.  Техника безопасности.
  2. Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в команде на турнирах.
  3. Классификация игр со словами:Путаница, Буквомесы, Загадки слов В.И, Даля, Палиндромы, Алфавит, Поле чудес
  4. Изучение командных игр: Что? Где? Когда?», «Брейн  ринг», «Кроссворд –шоу». 
  5. Игры на логические операции: Эрудит-лото, Гуггенхейм, Пентагон
  6. Разбор игр, основанный на анализе и перестановке частей слов
  7. Стихотворные игры со словами: Буриме, Бескрылки
  8. Игры индивидуально – командного зачета:  «Есть контакт», «Своя игра», «О,счастливчик», «Эрудит - квартет»,  «Мафия», «Сверьте даты» 
  9. Интеллектуальное многоборье: Угадай мелодию, Да-нетки
  10. Игры на развитие  ассоциативного мышления: Крокодил, Цветомузыка
  11. Проведение смешанных тренировок: «Что? Где? Когда?»,   «Кроссворд –шоу», «Брейн – ринг»,  «Музыкальный «Что? Где? Когда?», «Интеллект – ассорти» 

Цели программы

 Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции одаренных детей.

Результат программы

Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

 

После прохождения курса обучения учащиеся

должны знать:

·        правила составления вопросов;

·        алгоритмы решения задач, рассуждения;

·        типы вопросов интеллектуальных игр;

·        правила  интеллектуальных игр.

должны уметь:

·   играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

·   извлекать необходимые знания из литературы;

·   самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

·   осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

·   сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

·   самостоятельно оценивать процесс;

·   регулировать своим эмоции, поведение.