Театральный кружок "Фантазия"

 

В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)

Все дети – творцы, у каждого есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.

Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,  пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.

Особенностью программы стартового уровня можно считать то, что в одной группе могут заниматься дети разных возрастов и разных уровней подготовки. 

Актуальность программы заключается в том, что сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение  нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.

Для программы стартового уровня важной формой занятий являются экскурсии в театр, просмотр спектаклей. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектакля.

Другой отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где воспитанник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля. В основу программы театральной деятельности положены следующие принципы:

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (музыка, литература, живопись, вокал и танец);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности;

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективной творческой деятельности происходит развитие разносторонних способностей детей и стремления применить их в общих делах.

преподаватели

Петросян Армине Месроповна

Содержание программы

Вводное занятие -  Организационное собрание. Обсуждение программы и плана работы на год. Правила ТБ.

 1 раздел: «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, а также научить работе в группе, умению владеть своим телом, эмоциями, поведением. В этом же разделе обучающийся овладевает элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства .

Все игры этого раздела условно делятся на три вида: общеразвивающие, театральные, психологические.

2 раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.

В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все игры и упражнения можно разделить на четыре вида: игры и упражнения на опору дыхания, творческие игры со словом, артикуляционная гимнастика, игры для развития речевого аппарата.

3 раздел: «Работа над спектаклем» - базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие этапы работы:

·     выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

·     деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

·     работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом;

·     поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

·     работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

·     репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

·     репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.

·     Премьера спектакля. Обсуждение выступления с детьми.

·     Повторные показы спектакля.

4 раздел: «Работа по оформлению спектакля»:

- подбор костюмов;

- изготовление костюмов;

- изготовление декораций;

- подбор материала для фонограммы, обработка и запись фонограммы;

- оформление сцены к спектаклю.

 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

1.     Беседы:

·        Ознакомительная (со сказкой)

·        Беседа-диалог (обсуждение эпизодов)

2.     Чтение художественной литературы.

3.Игры:

·       общеразвивающие,

·       театральные;

·       на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;

·        творческие игры со словом;

·       игры и упражнения на опору дыхания;

·       на превращения;

·       коммуникативные;

·       игры-драматизации;

4.Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата.

5.Игры и упражнения на речевое дыхание, на расширение диапазона голоса .

6.Релаксационные упражнения и этюды.

7.Психомышечная тренировка.

8.Психологические игры, упражнения, этюды.

10.Этюды на развитие эмоциональной сферы.

11.Знакомство с музыкальными произведениями классиков.

 

Цели программы

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. 

Результат программы

Так как данная программа является в основном развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля результата образования. Успехи, достигнутые воспитанниками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий.

Показ спектакля обеспечивает возможность оценки работы как коллектива в целом, так и каждого актера (воспитанника студии) в отдельности.

 

·      Умение владеть собой на сцене

·      Уметь  произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

·      Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;

·      Уметь двигаться в заданном ритме;

·      На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;

·      Уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;

·      Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

·      Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;

·      Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

·      Владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;

·      Владеть навыками согласованных действий в группе;

·      Иметь развитую фантазию и воображение;

·      Владеть навыками культурной речи;

·      Уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

·      Быть доброжелательными и контактными;

·      Быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях

·        Получение  опыта самостоятельного общественного действия

·         Овладение инструментами межличностного взаимодействия: ведение переговоров, исследование зрительского интереса, использование различных способов информирования

·        Уметь организовывать взаимодействия с младшими товарицами в коллективе

·        Умение вносить коррективы в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю

·         Навык творческой требовательности к себе

·         Навык творческого театрального коллективизма

·        Навык ответственности перед зрителем и искусством

Материально-техническая база

 

Описание дидактического оснащения занятий:

- подборка пословиц и скороговорок для проведения речевого тренинга;

- подборка стихов для логопедических упражнений;

- разработки этюдов и упражнений по сценическому движению;

- фонотека для оформления спектаклей;

- отрывки из литературных произведений;

- сценарии спектаклей;

- карточки для работы по словесным действиям.

 

2. Описание технического оснащения занятий:

- одежда для сцены;

- декорации, ширмы;

- реквизит;

- костюмы;

- музыкальный центр;

- световое оформление сцены.

 

3. Описание методического оснащения занятий:

- разработки открытых занятий;

- разработки тренингов;

- разработки различных игр.