- Главная
- Направления
- Художественная
- Театральный кружок "Фантазия"
Театральный кружок "Фантазия"
В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
Все дети – творцы, у каждого есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.
Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Особенностью программы стартового уровня можно считать то, что в одной группе могут заниматься дети разных возрастов и разных уровней подготовки.
Актуальность программы заключается в том, что сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Для программы стартового уровня важной формой занятий являются экскурсии в театр, просмотр спектаклей. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектакля.
Другой отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где воспитанник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля. В основу программы театральной деятельности положены следующие принципы:
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (музыка, литература, живопись, вокал и танец);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности;
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективной творческой деятельности происходит развитие разносторонних способностей детей и стремления применить их в общих делах.
преподаватели
Петросян Армине Месроповна
Содержание программы
Вводное занятие - Организационное собрание. Обсуждение программы и плана работы на год. Правила ТБ.
1 раздел: «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, а также научить работе в группе, умению владеть своим телом, эмоциями, поведением. В этом же разделе обучающийся овладевает элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства .
Все игры этого раздела условно делятся на три вида: общеразвивающие, театральные, психологические.
2 раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все игры и упражнения можно разделить на четыре вида: игры и упражнения на опору дыхания, творческие игры со словом, артикуляционная гимнастика, игры для развития речевого аппарата.
3 раздел: «Работа над спектаклем» - базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие этапы работы:
· выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
· деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
· работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом;
· поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
· работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
· репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
· репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.
· Премьера спектакля. Обсуждение выступления с детьми.
· Повторные показы спектакля.
4 раздел: «Работа по оформлению спектакля»:
- подбор костюмов;
- изготовление костюмов;
- изготовление декораций;
- подбор материала для фонограммы, обработка и запись фонограммы;
- оформление сцены к спектаклю.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
1. Беседы:
· Ознакомительная (со сказкой)
· Беседа-диалог (обсуждение эпизодов)
2. Чтение художественной литературы.
3.Игры:
· общеразвивающие,
· театральные;
· на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
· творческие игры со словом;
· игры и упражнения на опору дыхания;
· на превращения;
· коммуникативные;
· игры-драматизации;
4.Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата.
5.Игры и упражнения на речевое дыхание, на расширение диапазона голоса .
6.Релаксационные упражнения и этюды.
7.Психомышечная тренировка.
8.Психологические игры, упражнения, этюды.
10.Этюды на развитие эмоциональной сферы.
11.Знакомство с музыкальными произведениями классиков.
Цели программы
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Результат программы
Так как данная программа является в основном развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля результата образования. Успехи, достигнутые воспитанниками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий.
Показ спектакля обеспечивает возможность оценки работы как коллектива в целом, так и каждого актера (воспитанника студии) в отдельности.
· Умение владеть собой на сцене
· Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
· Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
· Уметь двигаться в заданном ритме;
· На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
· Уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
· Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
· Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
· Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
· Владеть навыками саморегуляции, самоконтроля;
· Владеть навыками согласованных действий в группе;
· Иметь развитую фантазию и воображение;
· Владеть навыками культурной речи;
· Уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
· Быть доброжелательными и контактными;
· Быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях
· Получение опыта самостоятельного общественного действия
· Овладение инструментами межличностного взаимодействия: ведение переговоров, исследование зрительского интереса, использование различных способов информирования
· Уметь организовывать взаимодействия с младшими товарицами в коллективе
· Умение вносить коррективы в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю
· Навык творческой требовательности к себе
· Навык творческого театрального коллективизма
· Навык ответственности перед зрителем и искусством
Материально-техническая база
Описание дидактического оснащения занятий:
- подборка пословиц и скороговорок для проведения речевого тренинга;
- подборка стихов для логопедических упражнений;
- разработки этюдов и упражнений по сценическому движению;
- фонотека для оформления спектаклей;
- отрывки из литературных произведений;
- сценарии спектаклей;
- карточки для работы по словесным действиям.
2. Описание технического оснащения занятий:
- одежда для сцены;
- декорации, ширмы;
- реквизит;
- костюмы;
- музыкальный центр;
- световое оформление сцены.
3. Описание методического оснащения занятий:
- разработки открытых занятий;
- разработки тренингов;
- разработки различных игр.