"Занимательный русский язык"

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.      Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

преподаватели

Сергеева Ирина Васильевна

Лебедева Оксана Викторовна

Каплина Светлана Николаевна

Касьянова Елена Владимировна

Содержание программы

Модуль 1. Занимательный русский язык для детей 7-8 лет

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

 

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

Цели программы

Цель –  познакомить учащихся с историей некоторых исконно русских слов;

пробудить у них интерес к этимологии слова;

развивать образную речь;

сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка, используя игровые занятия, т.к. игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату.

Результат программы

Планируемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы «Занимательный русский язык» обучающиеся должны:

знать:

•      признаки основных языковых единиц;

•      понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»;

•      историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

•      понимать, что предложение — это основная единица речи; термины «повествовательные предложению», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные); оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•      производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

•      называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

•      называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс); понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

•      различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

 

уметь:

•      распознавать орфограммы,

•      обосновывать выбор правильного написания;

•      приводить их примеры синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, архаизмов, неологизмов;

•      устранять речевые ошибки;

•      уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

•      творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию;

•      орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

•       производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•      распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число. падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

•       интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; вычленять в предложении основу и словосочетания;  производить элементарный синтаксический разбор предложения.

Особые условия проведения

Нет особых условий

Материально-техническая база

Учебный класс

Компьютерные презентации
Интерактивная доска

Мультимедийный проектор