Хоровое пение

Актуальность программы.  Человек наделён от природы особым даром-голосом. Это голос помогает общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Помогает реализовать потребность в общении.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.

     Актуальность программы  также связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности.   Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.   В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

 

Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству.

 

Задачи программы

- формирование и развитие творческих способностей детей; 

- удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом   развитии;

-   мотивация личности к познанию, творчеству, искусству.

 

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 72 часа, срок реализации – с января по май (модуль 1), с сентября по  декабрь  (модуль 2) 2021 г. Уровень освоения программного материла – стартовый.

 

Формы обучения: очная.

 

Особенности организации образовательного процесса

Количество групп: 1.

Состав группы постоянный. Наполняемость - 30 человек.

Организация образовательного процесса осуществляется в кружке на базе МОУ Дрезненская СОШ №1. К занятиям на добровольной основе привлекаются обучающиеся в возрасте 7-17 лет.

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю: среда, пятница - 15.30 ч. – 16.15 ч.

Продолжительность занятия по СанПину – 45 минут (1 академический час).

 

Планируемые результаты изучения программы

·       развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

·       навыки слушания и грамотного исполнения музыкальных произведений

·       научится:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального

сопровождения; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

 

Формы аттестации: педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем, тестирование, контрольные задания, зачет, выступление в спектаклях, театрализованных представлениях, проверочные упражнения, практические задания, собеседование.

 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Концертно-исполнительская деятельность концертные выступления, экскурсии в Центры досуга города, совместный просмотр музыкального спектакля, конкурсы, концерты.

 

преподаватели

Демко Вера Алексеевна

Содержание программы

1. Вводное занятие – 1 ч.

Инструктаж по технике безопасного поведения во время занятий. Знакомство с воспитанниками. Введение в образовательную программу курса.  

2. Вокально-хоровая работа  - 48 ч.

2.1. Прослушивание голосов

Теория. Детские голоса, особенности детского диапазона. Строение и особенности голосового аппарата. Характеристика голосового аппарата и певческие возможности разных возрастных групп. Свойства голоса (высота, тембр, диапазон).  

Практика. Прослушивание голосов, распределение по голосам.

2.2.      Певческая установка дыхания

Теория. Дыхательная система человека, органы дыхания. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Практика. Дыхательные упражнения. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.

2.3.      Распевание

Теория. Дыхание. Диафрагма. Работа органов дыхания. Работа мышц диафрагмы.

Практика. Упражнения на развитие дыхания. Упражнения для тренировки мышц диафрагмы: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

2.4. Дирижерские жесты

Теория. Функции дирижерского жеста. Показ вступления: внимание, дыхание, начало звучания. Показ окончания: подготовка к снятию и момент снятия звука.

2.5.      Унисон

Теория: Понятие «унисон»

Практика: Пение в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

2.6. Вокальная позиция

Теория: Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение).   

Практика: Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы  

2.7. Дикция

Теория: Дикция и вокалист. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.

Практика: Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой

певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.

Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Дикционные упражнения. Скороговорки, чистоговорки.

2.8. Звуковедение

Теория. Интонация, фонетика. Гласные звуки в пении. Особенности формирования гласных звуков. Согласные звуки в пении. Особенности формирования согласных звуков. 

Практика.

Практика.  Интонационные и фонетические упражнения. Интонационно-фонетические упражнения. 

2.9. Двухголосие

Практика: отработка чистой интонации при двухголосном пении.

3.0. Работа с солистами

Практика: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

3.1. Сводные репетиции  

Теория: Пение соло и в ансамбле. Работа над сложностями интонирования, строя ансамбля в

произведениях современных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

Практика: Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3. Музыкально-теоретическая подготовка – 8 ч.

3.1. Основы музыкальной грамоты.

Теория: Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.

Практика: Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.

Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата.

Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

4. Теоретико-аналитическая работа – 7 ч.

Теория: Беседа о гигиене певческого голоса. Беседа о народном творчестве. Беседа о творчестве композиторов – классиков. Беседа о творчестве современных композиторов.

Практика: Прослушивание аудио- и видеозаписей.

5. Концертно-исполнительская деятельность – 8 ч.

Практика: Открытые уроки для родителей. Беседа «Правильное обращение с микрофоном».

 

 

Цели программы

приобщение учащихся к вокальному искусству.

Результат программы

·       развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

·       навыки слушания и грамотного исполнения музыкальных произведений

·       научится:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального

сопровождения; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

Особые условия проведения

Организация образовательного процесса осуществляется в кружке на базе МОУ Дрезненская СОШ №1. К занятиям на добровольной основе привлекаются обучающиеся в возрасте 7-17 лет.

Материально-техническая база

Материально – техническое и информационное обеспечение

1. Учебный кабинет

2. Актовый зал

3. Фортепиано

4. Мультимедийное оборудование

5. Множительная техника

6. Ноутбук

7. Офисная бумага, канцелярские принадлежности.

 

Видео