Секция «Лыжная подготовка»

Программа создает условия, благоприятные для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. В процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств и функциональных систем организма.

преподаватели

Прощенкова Евгения Сергеевна

Содержание программы

Раздел 1. Основы знаний. 4 ч.

Теория 4 ч.

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях лыжной подготовкой.

Требования к подбору лыжного инвентаря, одежды, обуви.

Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий.

Правила соревнований по лыжным гонкам.

Раздел 2. Техническая подготовка. 28 ч.

Теория (в процессе занятий).

Теоретические основы техники способов передвижения на лыжах. Практика 28 ч.

Классические лыжные ходы 8 ч.

Попеременный двухшажный ход: имитация хода на месте и в движении, передвижение скользящим шагом с палками и без палок (под пологий уклон, по равнинному участку), передвижение скользящим шагом с заложенными за спину руками, упражнение «самокат».

Одновременный бесшажный ход: имитация хода на месте с палками и без, имитация хода в движении, прохождение учебного круга с акцентированным отталкиванием.

Одновременный одношажный ход: имитация хода на месте и в движении, выполнение хода на лыжне с небольшим уклоном и на равнинном участке в медленном и среднем темпе.

Одновременный двухшажный ход: имитация хода на месте и в движении, выполнение хода на лыжне с небольшим уклоном.

Коньковые лыжные ходы 3ч.

Одновременный двухшажный коньковый ход: шаговая и прыжковая имитация хода без лыж, передвижение ходом без палок под уклон, передвижение ходом в полуприседе, подводящие упражнения.

Подъёмы на лыжах в гору 4 ч.

Подъём «полуёлочкой»: отталкивание ребром правой лыжи с шагом влево по кругу, затем наоборот, ступающий шаг по лыжне одной ногой прямо, а другой – ставя лыжу на ребро в сторону, передвижение в подъём «полуёлочкой» наискось влево и наискось вправо.

Подъём «лесенкой»: передвижение на лыжах ступающими приставными шагами на равнинном участке на отрезке до 10 м (влево и вправо), подъём в пологий и крутой склон, подъём наискось.

Подъём «ёлочкой»: подъём «полуёлочкой» в правую и в левую стороны пологого склона, подъём «ёлочкой» в пологий склон.

Спуски с гор и пологих склонов 3 ч.

Спуски с гор в высокой, основной (средней), низкой стойке: имитация спуска, на ровном месте переходы из высокой стойки в низкую, спуск с небольшого пологого склона в разных стойках, спуск с проездом через ворота разной высоты, спуск со склона с преодолением нескольких ворот с приседанием под ними и выпрямлением между ними.

Торможение при спусках 3 ч.

Торможение «плугом». Торможение «упором».

Повороты на лыжах 4 ч.

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж, поворот переступанием на месте вокруг носков лыж.

Поворот переступанием в движении: повороты переступанием после разгона влево и вправо, повороты переступанием в движении по «восьмерке», на учебной площадке повороты переступанием в движении вправо и влево с огибанием флажков или лыжных палок.

Поворот «упором».

Поворот на месте махом направо и налево.

Игры и эстафеты 3 ч.

Игры для овладения способами передвижения: «Кто дальше проскользит», «Командная гонка», «Сильнее оттолкнись», «Быстрый лыжник», «Лучший стартёр», «У кого прямее линия», «Подъём по одному», «Общий старт», эстафета с одной парой лыжных палок.

Игры для овладения способами поворотов и спусков: «Потеряй – подними», «Ловкий лыжник», «Змейка».

Раздел 3. Физическая подготовка. 35 ч.

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости 26 ч.

Бег на средние и длинные дистанции, кроссовый бег, упражнения с отягощениями (гантели, гири, штанга, партнёр, тренажёр и т.д.), прыжковые упражнения, имитация лыжных ходов на месте и в движении, имитация в сочетании с бегом по пересечённой местности.

Игры, развивающие физические способности 9 ч.

Подвижная игра «Вышибалы», спортивные игры «Баскетбол», «Футбол», «Пионербол».

Раздел 4. Участие в соревновательных мероприятиях. 3 ч.

Участие в соревнованиях среди занимающихся секции, школьных и городских соревнованиях.

Раздел 5. Судейская практика. 2 ч.

Помощь при организации школьных и городских соревнований.

Цели программы

Формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.

Результат программы

В процессе освоения программы обучение на занятиях направлено на получение обучающимися определённых знаний и умений, формирование ряда компетенций и личностных качеств, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения курса программы обучающиеся должны:

знать/понимать:

-  значение лыжной подготовки в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

-   правила безопасного поведения во время занятий лыжной подготовкой;

- правила подбора одежды и обуви для занятий;

-  наиболее типичные ошибки при освоении техники способов передвижения на лыжах;

-   упражнения для развития физических способностей

-  способы регулирования и контроля физических нагрузок;

- правила оказания первой помощи при обморожениях;

- основные правила соревнований по лыжным гонкам.

уметь:

- соблюдать меры безопасности и профилактики травматизма на занятиях лыжной подготовкой;

- передвигаться на лыжах классическими и коньковыми ходами по пересеченной местности, выполнять подъёмы, спуски, повороты, торможения на лыжах;

- выполнять (варьировать) различные способы передвижения на лыжах в зависимости от рельефа местности;

- регулировать и контролировать физическую нагрузку во время занятий лыжной подготовкой;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лыжной подготовкой;

-  оценивать эффективность занятий лыжной подготовкой;

- использовать лыжные прогулки как средство активного отдыха. 

Предметные результаты.

-  владение основными способами передвижения на лыжах;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь;

- владение способами физкультурно-оздоровительной деятельности;

- самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты и выносливости;

-  владение способами контроля и самоконтроля.

Метапредметные результаты.

- планирование и регуляции своей деятельности;

- умение организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий.

- умение характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

-  умение технически правильно выполнять двигательные действия лыжной подготовки, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

-  умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

Личностные результаты.

- формирование ценности здоровья;

- формирование потребности иметь хорошее телосложение;

-  владение умением осуществлять поиск информации;

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития;

- развитие морального сознания;

- формирование культуры движения, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

-   воспитание российской гражданской идентичности;

-  воспитание чувства ответственности.

- формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений.

-  умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  занятиями, владение специальной терминологией.

Компетенции и личностные качества, приобретенные в результате освоения программы:
- усвоение правил поведения в общественных группах;

-  трудолюбие, внимательность;

-  приобретение навыков  поведения  в  социуме;

-  ценностное понимание значения здорового образа жизни;

-  умение получать информацию разными способами и использовать её;

- стремление к личностному и физическому самосовершенствованию и саморазвитию;

- умение успешно действовать на основе знаний и умений, приобретённых в        процессе обучения в решении профессиональных и жизненных задач;

-  умение определять как приоритет  социальные привычки, относящиеся к здоровому образу жизни.

Материально-техническая база

Для обучения используются специализированные помещения образовательной организации: спортивные залы, а также пришкольный лыжный стадион. Учебные и экскурсионные практики могут проходить на территории организаций партнёров, в том числе на их базе допускается демонстрация результатов (Например, ФСК «Метеор», ОАО «Промфинстрой»).

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:

- лыжные палки – 20 пар;

- лыжи – 20 пар;

- лыжные ботинки –20 пар;

- маты гимнастические;

- скакалки 20 штук;

- мячи набивные;

- мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мяч;

- гири, гантели.

- учебно-демонстрационные плакаты;

- обучающие видеофильмы;

- компьютер;               

- проектор.

Для информационного обеспечения используются следующие информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

- http://eor-np.ru/taxonomy/term/114 

- http://olympic.ru/

- http://olympteka.ru/

- http://www.infosport.ru/                                                                                                                     

- http://lib.sportedu.ru/

- http://www.flgsp.ru/

- http://www.flgr.ru/

- https://flgmo.ru/