Экологический клуб

Дополнительная общеразвивающая программа «Экологический клуб» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического клуба.

преподаватели

Гаврикова Светлана Геннадьевна

Содержание программы

Раздел 1.

Введение в науку Экология. (2ч.)

Теория. Знакомство с наукой Экология. Экология – наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Цели и задачи кружка "Экологический клуб"

Практика. Экскурсия по городу и паркам города, лесным массивам.

История создания и структура Красной книги Московской области. (2ч.)

Экологическая акция "Посади дерево"(1ч.)

Практика. Участие в акции

Естественные и искусственные экосистемы.(1ч.)

Городские экосистемы.(2ч.)

Раздел: 2. Экологическая геометрия.

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит. (2ч.)

Растительный мир нашего края: моховидные, водоросли, лишайники, голосеменные, покрытосеменные растения. (4ч.)

Практическое занятие в лесу (2ч.)

Экологическая мастерская: «Природа – архитектор, строитель и художник». (3ч.)

Животный мир нашего края: беспозвоночные животные, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.( 2ч.)

Практика. Изготовление кормушек для птиц (2ч.)

Практика. Экскурсия в Московский зоопарк.( 3ч.)

Раздел: 3. Организм и среда.

Природные ресурсы- что это? Ресурсы планеты. (1ч.)

Полезные ископаемые и погодные условия Подмосковья. (2ч.)

Необходимость экономии воды в быту. Способы экономии воды на бытовом уровне. (2ч.)

Экологическое состояние водоёма города (пруд и река). Пути загрязнения воды в природных водоёмах.(4ч.)

Тепло, и электроэнергия, энергоносители и пища в жизни человека.(2ч)

Роль растений города в защите воздуха от загрязнений. Ценность зелёных насаждений.(2ч.)

Оценка состояния атмосферы, шумового загрязнения. (2ч.)

Разрушение почв, загрязнение твёрдыми отходами. (2ч.)

Использование батареек в различных устройствах и их утилизация. Экологическая акция по сбору использованных батареек.(2ч.)

Раздельный сбор мусора.(2ч.)

Сохранение памятников природы.(1ч.)

Практическая работа: "Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды«.

Раздел: 4. Научные методы в экологии.

Философия об отношении человека в природе.

Теория. Знакомство с наукой Философия. (1ч.)

Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие (птицеферму) (2ч.)

Методы экологических исследований. (1ч.)

Моделирование в экологии. (2ч.)

Полевой практикум. Геометрия живой природы. (1ч.)

Раздел: 5. Человек и природа.

Участие в создании эко тропы «Белая ласка» (6ч.)

Экологическая акция по сбору мусора во время пробежки в парке Скитские пруды. (1ч.)

Как создать проект? Выбор темы проекта (1ч.)

Создание проекта (2ч.)

Подготовка к защите проекта.(2ч.)

Защита проектов.(1ч.)

Практика. Участие в научно-исследовательской конференции.

Обобщение деятельности экологического кружка.(1ч.)

Практика. Анализ результатов. Выставка работ. Рефлексия.

Цели программы

Формирование бережного и ответственного отношения обучающихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания к природе.

Результат программы

В процессе освоения программы обучение на занятиях направлено на получение обучающимися определённых знаний и умений, формирование ряда компетенций и личностных качеств, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Межпредметные связи: 

1. Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, биологией).

2. При защите  исследовательской работы обучающиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам занятия.                                                             

В результате изучения курса программы должны быть получены предметные, метапредметные, личностные результаты, приобретены ряд компетенций и личностных качеств.

Личностные результаты:

У обучающихся будет сформировано:

- знания о правилах поведения в природе;

- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение слушать и слышать другое мнение.

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

Обучающиеся получат возможность сформировать:

- активную жизненную позицию;

- мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;

- эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научаться:

- умение организовывать свою деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.

Обучающиеся получат возможность  научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- понимать смысл экологических терминов;

- осуществлять элементарные биологические и экологические  исследования;

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- использовать знания в решении экологических проблем и в природоохранной деятельности.

Обучающиеся получат возможность  научиться:

- проводить опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- способам ресурсосбережения (бережное расходование воды, энергосбережения)

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями человека;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

 

Материально-техническая база

Для обучения используются кабинеты образовательной организации: кабинет биологии, информатики, химии, физики, географии, а так же актовый зал, выставочные площадки. Так же учебные и экскурсионные практики могут проходить на территории предприятий и организаций партнёров, в том числе на их базе допускается демонстрация результатов (Например ДШИ «Гармония», Д/К «Космос»,  др.).

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:

-       персональные компьютеры и ноутбуки, планшеты, мультимедийный проектор, экран;

-       фотоаппараты, видеокамера PANASONIС;

-       учебно–наглядные пособия, образцы почвы, горных пород;

-       дидактический раздаточный материал;

-       термометр,

-        барометр,

-       рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы);

-       бинокулярная лупа,

-       микроскоп. 

-       база партнёров.

Для информационного обеспечения используются следующие информационно-образовательные ресурсы (ИОР):

электронно-цифровые  образовательные ресурсы --

-       учебные плакаты, таблицы, схемы, видеотека, др.;

-       презентации, в т.ч. интерактивные игровые по темам;

Интернет-версии;