"В мире литературы"

Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей.

Изменения в итоговой аттестации по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации.

Курс кружка предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

преподаватели

Молчанова Елена Михайловна

Содержание программы

1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
2
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений.
3
Великая сила притчи.
4
Эти непростые 30-е годы.

«Так это было на Земле».
5
Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы».
6
Тема «раскрестьянивания» в романе С.Антонова «Овраги».
7
Годы репрессий.

«Сильней надежд мои воспоминания».
8
Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы».
9
О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
10
Остаться человеком в пламени войны.

Тема памяти живых и погибших.
11
Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру».
12
Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…» .
13
Женщина и война . Стихи Ю.Друниной.
14
Афганская и Чеченская проза.
15
Береги в себе человека.

Слово, необходимое России.

 
16
В. Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
17
Нравственная красота простого человека. Е. Носов «Яблочный спас».
18
Нравственная красота простого человека.

Б.Екимов «Ночь исцеления».
19
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
20
О нравственности языком поэзии.
21
Человек и природа.

Тема «Человек и природа в современной литературе».

Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина

В Астафьева.
22
Боль за родную землю.

Экологические и нравственные проблемы.
23
Красота природы «врачует» душу человека.

Человек, природа и будущее цивилизации.
24
Современная авторская песня.

Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкий, А. Розенбаум и др.
25
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
26
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по особому плану)
27
Человек на Земле.

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
28
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
29
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
30
Встреча с поэтами г. Химки
31-32
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»
33-34
Сочинения разных жанров
35
Отчётные мероприятия

Цели программы

Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества

Материально-техническая база

МБОУ СОШ №28