Личность в истории

В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.

Данная программа, ориентированная на учеников 12-18 лет, позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях (периода: IX – конец XIX века), которые наиболее полно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.

Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов, а также жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого, чьи образы останутся современными и актуальными во все времена.

Педагоги

Маклакова Анастасия Андреевна

Содержание программы

 

 

1. Введение. Влияние личности на историю.

1 час

1

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Памятка по характеристики исторической личности. Великие Князья - Цари-императоры в истории России.

I

Великие Рюриковичи.

Киевская Русь

4 часа

2

Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги.

Олег Вещий – победитель греков и основатель «Киевской Руси».

3

Игорь Старый и княгиня Ольга Святая.

4

Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы.»

5

Дела великого князя Владимира Святого – Красно Солнышко 

Эпоха феодальной раздробленности. Удельная Русь

3 часа

6

Борис и Глеб – первые (по времени канонизации русские православные святые). Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Правление Владимира Мономаха. Его «Уставы». «За Русь!» (Крестовые походы на степь). Духовное завещание великого князя: «Поучение Владимира Мономаха».

 7

Юрий Долгорукий. Первое летописное упоминание о Москве.Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Мстислав Храбрый. Поход против ордена Меченосцев.

 8

Святой и благоверный князь – Александр Невский и его радения за Землю Русскую. Народный мститель - Евпатий Коловрат.

 Русь единая и неделимая. Объединение вокруг Москвы

5 часов

9

Иван Данилович Калита – образцовый устроитель своего удела. Образование Великого Московского княжества.

 10

Защитник Отечества и государственный деятель XIVвека.

Великий князь и полководец Дмитрий Иванович Донской.

 11

Самодержцы земли Русской. Иван Васильевич – «государь всея Руси». Судебник ИванаIII.

 12

Роль церкви в объединении Руси. Митрополиты Пётр и Алексий. Сергий Радонежский и Андрей Рублёв – выразители идеи объединения Руси.

Ослябя и Пересвет. «Троица».

13

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иосифляне и нестяжатели.

(Развитие взаимоотношений церкви и светской власти)

 Россия в XVI веке

2 часа

14

Личность царя Ивана Васильевича Грозного в русской истории. Заслуги, исторические претензии и осуждение.

Правда и ложь.

(попытка осмысления)

 15

Ермак Тимофеевич. Начало освоения Сибири.

 Россия периода Смуты.

3 часа

16

Князь Фёдор – достойный счастья.

«Правители» эпохи «Смутного времени»: Борис Годунов, Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского, «Тушинский вор»

 17

Патриоты эпохи и Спасители Отечества. Гермоген, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин: в поисках национального героя.

 18

Обобщающее повторение и закрепление «Исторический портрет» по периоду Рюриковичей.

+ Игра «Кто есть Кто?»

 Великие Романовы.

Путь к абсолютизму. Россия в XVII веке.

8 часов

19

Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Фёдорович «Кроткий» и патриарх Филарет.

 20

Алексей Михайлович царь «Тишайший», – «царь-Солнце».

 21

А. Л. Ордин-Нащокин – «самый замечательный из Московских государственных деятелей XVII века».

 22

Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров – русские путешественники и первопроходцы.

 23

«Церковный раскол». Никон и Аввакум. Старообрядчество.

 24

Степан Разин – Символ бунташного века и народного гнева за поруганные идеалы Правды Святой Руси.

 25

Фёдор Алексеевич. – предтеча петровских преобразований.

 26

Софья – правительница. Голицын.

 Россия в XVIII веке.

5 часов

27

Царь Пётр Алексеевич – Отец Отечества, Император Всероссийский, Великий. Модернизационный прорыв. Цивилизационная альтернатива -4: реформы Петра I. Деспотизм и европеизация в реформах Петра I.

+ «Птенцы гнезда Петрова»

 28

Временщики на троне: эпоха дворцовых переворотов. (Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Пётр III)

 29

Екатерина II Великая и её эпоха. Великие полководцы эпохи.

 30

Феномен фаворитизма в России. Каковы причины и влияние фаворитизма на политическую историю России XVIII в.? (знаменитые фавориты и их деятельность)

31

Павел I и АлександрI. (нереализованные возможности) Святой старец – Фёдор Томский и император Александр I. Историческое исследование.

Эпоха самодержавных преобразований.

3 часа

32

Декабристы - первые революционеры или вольнолюбивые мечтатели. /

Николай I - жандарм Европы.

33

Эпоха «Великих реформ». (Александр II - Освободитель.)

34

Александра III; кризис империи и падение самодержавия при Николае II. «Кровавый» «святой мученик»

Цели программы

·         развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;

·         развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

·         Способствование расширению и углублению понимания роли личности в истории

·         формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

·         воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

·         восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

·         знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;

·         формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

Результат программы

Способствовать повышению интереса к историческим закономерностям.

Сформировать у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности.

Материально-техническая база

МБОУ СОШ №28