«Говорим и пишем правильно»

Актуальность выбора данного курса определяется снижением уровня речевой культуры общества и вниманием к проблемам нормативной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции.

 Новизна курса

Углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса блоками. Рассмотрение родного языка через систему грамматических значений – один из путей нового подхода к ранее изученному о нём.

Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения – обучение на высоком уровне трудности. Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком. Важнейшими направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;

закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

преподаватели

Пятышева Галина Владимировна - учитель русского языка и литературы, высшая категория.

Содержание программы

Фонетика.

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы русского язык

Лексика и фразеология.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в худ. тексте. (тропов).

Словообразование.

Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксом оценки в художественной речи.

Морфология.

Система самостоятельных ч. речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи.

Орфография.

Трудности правописания приставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания суффиксов. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов.

Синтаксис и пунктуация.

Правильное употребление словосочетаний. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения

Прямая речь. Диалог. Цитаты

Пунктуационное оформление прямой речи, диалога, цитат.

Сложное предложение.

Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте. Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Текстоведение.

Способы связи предложений в тексте. Стили речи и их особенности. Типы речи и их особенности. Выразительные средства языка. Сочинение. Этапы создания текста. План. Сочинение. Подготовка рабочих материалов. Редактирование текста.

Цели программы

Углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Результат программы

Учащиеся научатся знать/понимать:

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

основные особенности функциональных стилей;

Учащиеся научатся:

оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Особые условия проведения

Возрастные ограничения 16-17 лет.

Материально-техническая база

Репродукции картин русских художников по всем жанрам живописи.

Тематические комплекты таблиц по основным разделам курса русского языка:

·        морфологии,

·        орфографии,

·        синтаксису и пунктуации,

·        фонетике,

·        лексике и фразеологии,

·        части речи.

Мультимедийные пособия с комплектами репродукций русских художников.

Мультимедийные пособия с учебным и изобразительным материалом: «Развитие речи»,

«Из истории происхождения слов», «Употребление однокоренных слов», «Занимательная грамматика».

Пособия, раскрывающие темы: заимствованные слова,

·        однокоренные слова,

·        диалектные и профессиональные слова,

·        части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное),

·        служебные части речи и др.

Мультимедийные пособия с раздаточными карточками по развитию речи:

·        «Сочини рассказ»,

·        «Расскажи о человеке»,

·        «Пейзаж в произведениях русских художников»,

·        «Натюрморт».

Пособия по истории языка,

русским лингвистам (В.И.Даль, А.Х Востоков, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба и др.).

Альбомы раздаточного изобразительного материала с электронным приложением по классам и темам.