Шахматы

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.

Новизна данной образовательной программы заключается в творческом переосмыслении существующих систем и методик преподавания предмета, современных технологий в сочетании с личным практическим опытом и методическим сопровождением программы. Методическое сопровождение включает в себя интересный шахматный материал и направлен на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся, способности действовать в уме, учет их индивидуальных и коллективных творческих способностей. Теоретической основой программы являются современные методики обучения по шахматам с добавлением упражнений из собственного опыта работы.

преподаватели

Зыбин Евгений Михайлович, учитель географии и биологии

Цели программы

Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников посредством шахматной игры.

Результат программы

Сформируют представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

•    Научатся владеть основными шахматными терминами;

•    Будут иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

•    Научатся различать и называть шахматные фигуры; правильно расставлять их на шахматной доске в исходное положение; расставлять необходимые позиции, в том числе и для самостоятельного обучения.

•    Сформируется представление об элементарных правилах игры; играть малым числом фигур; правильно применять правила игры;

•    Сформируется устойчивый интерес к игре в шахматы.

•    Научатся планировать  ловушки, и увлекательные комбинации в игре.  Научатся отвлекать защищающие фигуры. Смогут совершать атаки на пешечное прикрытие короля. Нападать и защищаться.

•    Будут развиваться психические процессы: мышление, воображение, память, воля, абстрактно логическое мышление, интеллект.

•    Познакомятся с элементами  матовых позиций. Научатся ставить маты на последней горизонтали. Смогут выставлять защиту на последней горизонтали. 

•    Тенденция к положительной динамике по учебным предметам в школе, а также по предмету шахматы.

•    Участвовать в лицейских  мероприятиях по шахматам (конференции, конкурсы, олимпиады, турниры).

Материально-техническая база

ü дидактические игры для обучения игре в шахматы;

ü наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

ü демонстрационные  магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

ü настольные шахматы разных видов;

ü рабочие компьютеры, ноутбуки.