«От предложения к тексту»

Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства.

Актуальность программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что предлагаемые занятия помогают обобщить и закрепить полученные в ходе обучения знания, сформировать умения применять их на практике. Учащиеся углубят и расширят свои знания, сформируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учѐтом задач общения, что позволит подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе. Предлагаемый курс помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также к написанию связных текстов в виде сжатого изложения и сочинения-рассуждения разных видов. Кроме того, курс включает выразительное чтение текстов разных типов и работу с ними.

Новизна программа заключается в :

· учѐте индивидуальных требований и возможностей учащихся;

· комплексном подходе при разработке занятий;

· активности и сознательности обучения.

преподаватели

Пятышева Галина Владимировна - учитель русского языка, высшая категория.

Жигалова Елена Александровна - учитель русского языка, высшая категория.

Телятникова Ольга Анатольевна - учитель русского языка, высшая категория.

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Лингвистика как наука, ее разделы, связи с другими науками.

 Раздел 2. Язык и речь.

Происхождение языка. Язык и мышление. Язык – система знаков. Функция языка. Язык и речь. Классификация языков. Происхождение и развитие письма.

 Раздел 3. Фонетика.

Артикуляционная база языка. Слог, ударение, интонация. Понятие о фонеме.

 Раздел 4. Лексикология.

Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение. Фразеологические единицы.

 Раздел 5. Морфемика и словообразование.

Понятие о морфеме. Основные способы словообразования.

 Раздел 6. Грамматика.

Грамматическое значение. Морфология. Синтаксис.

Цели программы

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· знать трудные случаи правописания;

· понимать их роль в общекультурном развитии человека;

· объяснять языковое явление;

· уметь применять знания при тестировании;

· формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

· формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

· активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

· определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

· работать над расширением словарного запаса;

· опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

· работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);

· четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

· выполнять различные типы тестовых заданий;

Результат программы

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· знать трудные случаи правописания;

· понимать их роль в общекультурном развитии человека;

· объяснять языковое явление;

· уметь применять знания при тестировании;

· формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

· формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

· активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

· определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

· работать над расширением словарного запаса;

· опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

· работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);

· четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

· выполнять различные типы тестовых заданий;

Особые условия проведения

Возрастные ограничения 15-16 лет.

Материально-техническая база

Мультимедийные пособия с учебным и изобразительным материалом: «Развитие речи»,

«Из истории происхождения слов», «Употребление однокоренных слов», «Занимательная грамматика».

 Пособия, раскрывающие темы:

  • заимствованные слова,
  • однокоренные слова,
  • диалектные и профессиональные слова,
  • части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное),
  • служебные части речи и др.

 Мультимедийные пособия с раздаточными карточками по развитию речи:

  • «Сочини рассказ»,
  • «Расскажи о человеке»,
  • «Пейзаж в произведениях русских художников»,
  • «Натюрморт».

 Пособия по истории языка, русским лингвистам (В.И.Даль, А.Х Востоков, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба и др.).