Тайны русского языка

Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Тайны русского языка» расширяет кругозор знаний о русском языке, развивает речевые способности ребенка.

Программа предполагает отработку наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Содержание программы

1. В гостях у словарей
2. Фразеология
3. Лексика
4. Орфография
5. Синтаксис

Цели программы

Цель программы: обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения; овладение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и лингвистической компетенции, устранение пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения разделам языка.

Результат программы

Личностные результаты:

●      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

●      осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

●      достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметные результаты:

●      владение всеми видами речевой деятельности:

●      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

●      владение разными видами чтения;

●      способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

●      овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

●      способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

●      способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

●      умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

●      применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

 

По окончании обучения учащиеся должны знать:

●      основные сведения о языке;

●      изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

●      основные единицы языка, их признаки;

●      смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

●      признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

●      признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

●      функционально-смысловые типы речи, их признаки;

●      основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

●      нормы речевого этикета.

 

Учащиеся должны уметь:

●      различать изученные стили речи;

●      определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

●      опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

●      адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

●      владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

●      извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

●      воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

●      создавать тексты изученных стилей и жанров;

●      свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

●      адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

●      соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

●      соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

●      соблюдать нормы русского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Особые условия проведения

Материально-техническое обеспечение (оснащение) кабинета:

- Персональный компьютер;

- Интерактивная доска;

- Мультимедийный проектор;

- Мобильный класс.