Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Тайны русского языка» расширяет кругозор знаний о русском языке, развивает речевые способности ребенка.
Программа предполагает отработку наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Содержание программы
1. В гостях у словарей
2. Фразеология
3. Лексика
4. Орфография
5. Синтаксис
Цели программы
Цель программы: обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения; овладение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и лингвистической компетенции, устранение пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения разделам языка.
Результат программы
Личностные результаты:
● понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
● осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
● достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
● владение всеми видами речевой деятельности:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
● владение разными видами чтения;
● способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
● овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
● применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
По окончании обучения учащиеся должны знать:
● основные сведения о языке;
● изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
● основные единицы языка, их признаки;
● смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
● признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
● признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
● функционально-смысловые типы речи, их признаки;
● основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
● нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
● различать изученные стили речи;
● определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
● опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
● адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
● владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
● извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
● воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
● создавать тексты изученных стилей и жанров;
● свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
● адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
● соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
● соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
● соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Особые условия проведения
Материально-техническое обеспечение (оснащение) кабинета:
- Персональный компьютер;
- Интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор;
- Мобильный класс.